canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Дистальное положение объектов. Видимое дистальное положение.

Зрительная радиальная локализация (дистальное положение)

Проведенное доказательство свидетельствует о том, что теория эфферентной копии в целом ошибочна. Мы, однако, не говорили о том, в чем конкретно состоит ее ошибоч­ность. Совершенно очевидно — перцептивная система не комбинирует информацию о месте стимуляции с информа­цией об эфферентных командах к глазным мышцам. Это могло бы быть результатом неспособности зрительной системы комбинировать такую информацию или же ре­зультатом, связанным с особенностями одного из этих двух или обоих рассматриваемых источников информации. Из обсуждавшихся нами результатов кажется вероятным, что перцептивная система не располагает информацией о движении глаз. В равной степени возможно, что не су­ществует системы ретинальных наименований — способов получения знания о том, какой участок сетчатки стиму­лируется. Создается впечатление, что именно здесь реше­ние частных проблем онтогенетического развития восприя­тия положения может привести к его общей теории.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, исследуя восприятие положения у взрослых, значительно услож­няются, когда мы переходим к изучению зритель­ного восприятия младенцев. Как показывает рис. 3.9), глаз младенца весьма отличен от глаза взрослого. У него примерно тe же оптические характеристики, но он намного короче и имеет другой радиус кривизны. Самое важное, что фовеа расположена в другом месте по отношению к оптической оси глаза. Тонкий пучок света, проходящий через центр оптической системы глаза мла­денца, попадет не в фовеа, а в точку, удаленную от фовеа на 10—15° в назальном направлении (Манн, 1928). По мере роста глаза фовеа смещается в назальном направле­нии, пока она не занимает относительно оптической оси положения, которое имеет у взрослого. Очевидно, что, если бы теория эфферентной копии была верна, младенцы имели бы очень неточную систему восприятия положения. Например, когда глаза взрослого находятся в централь­ном положении и стимуляция локализована в фовеа, то в первом приближении можно утверждать, что объект расположен прямо перед головой наблюдателя. Для глаза младенца это сочетание условий определяло бы положение объекта, смещенное на 15° по отношению к направлению прямо перед головой (см. рис. 3.10). Совершенно очевид­но, что, если бы существовало врожденное правило такого рода, дети не могли бы локализовать объекты относительно себя с какой-либо приемлемой степенью точности (до тех пор, пока фовеа не заняла бы взрослое положение). Как мы увидим, дело обстоит совсем иначе. Младенцы обнару­живают точную радиальную локализацию задолго до этого срока. Таким образом, даже если положение глаза в орбите сигнализируется и регистрируется, не сущест­вует способа комбинации этой информации с информацией о месте стимуляции на сетчатке, который бы позволил получить инвариантное соотношение, пригодное для ре­конструкции любого положения объектов относительно наблюдателя. Одна и та же комбинация информации о месте стимуляции на сетчатке и о положении глаза в ор­бите будет соответствовать различным внешним положе­ниям объекта на разных отрезках развития.
3.9. Схематическое изображение глаза взрослого и глаза но­ворожденного. Вид сверху.

 
Рис. 3.10. Для взрослого стимуляция фовеа глаза в центральном положении означает, что объект расположен прямо перед головой, однако для младенца те же самые условия стимуляции соответствуют объекту, сдвинутому относительно направления прямо перед головой на 15°.
Очевидным способом преодоления этих новых трудно­стей могло бы показаться постулирование специального калибрующего механизма, который мог бы настраивать и исправлять неточности, являющиеся результатом процес­са роста. Некоторые авторы (Хелд, 1965; Колер, 1964) выступили с предложением о существовании такого ме­ханизма на основе своих опытов со взрослыми. Из их экспериментах видимое дистальное положение объектов, соответствующее некоторой комбинации ретинальной ло­кализации и положения глаз, менялось с помощью того или иного оптического устройства, например клиновид­ной призмы (см. рис. 3.11). Когда взрослые начинали носить подобное устройство, их радиальная локализация была искажена, но постепенно она вновь становилась нормальной. Накоплены горы литературы об этих кор­рективных процессах, свидетельствующей об относитель­ном вкладе различных механизмов в процесс перцептивной адаптации. Как Колер, так и Хелд в явной форме утверждали, что подобные коррективные процессы долж­ны участвовать и в развитии восприятия направления у младенцев. Я не могу согласиться с этой точкой зрения и в свою очередь хотел бы доказать, что предло­женные механизмы не участвуют даже в адаптации к призмам у взрослых! Поразительный факт состоит в том, что, хотя адаптацию к призмам обычно описывают как затяжной процесс, 75% общей коррекции возникает мгновенно, сразу как устройство надевается на голову и до того, как какой-либо гипотетический механизм может на­чать свою работу (Рок, 1966). Более убедительное доказа­тельство того, что дистальное положение не воспринима­ется на основе информации о ретинальном месте и положении глаз, трудно было бы придумать.
Рис. 3.11. Клиновидная призма искажает восприятие дистального положения, специфицируемого комбинацией информации о месте раздражения сетчатки и положения глаза в орбите.

 

 

 

 

 

 

теория эфферентной ко­пии – предыдущая | следующая – восприя­тие положения

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика