Яндекс.Метрика

2.3.2 Динамическая афазия

2.3.2. Динамическая афазия

Известно, что при эфферентной моторной афазии нарушается серийная организация речевого акта, проявляющаяся в персеверациях, намечается снижение речевой активности, проявляющееся в симптоме трудности включения в речь, нарушаются произвольные формы речи, требующие активности, планирования и создания схемы фразы, ее реализации и т. д. Наибольшую остроту эти дефекты приобретают в динамической афазии.

Динамическая афазия представляет собой сложный для анализа вид нарушения речи, так как эта группа больных владеет способностью говорить: у них нет нарушений артикулем и фонем, сохранена и сукцессивная сторона речи, нет и нарушений речевой памяти. И благодаря сохранности сенсомоторного уровня речи эти больные владеют способностью ко всем видам репродуктивной (не требующей общей и речевой активности) речи: они отлично повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы. Сохранными остаются чтение и письмо, которые являются сложным произвольным и активным видом речевой деятельности, но опираются на совместную работу других анализаторных систем. Поэтому в свое время немецкий психолог К. Клейст и назвал эту форму нарушения речи как потерю инициативы.

На этом фоне и разворачивается драма — больные не могут спонтанно, самостоятельно говорить, т. е. они не могут построить сколько-нибудь понятное и простое предложение, не говоря уже о высказывании.

Известно, что единицей речи является не слово, а предложение; люди общаются между собой с помощью активно построенных предложений или целых высказываний. А каждое активное высказывание представляет собой некоторую динамическую структуру, которая создается с помощью внутренней речи, главной характеристикой и функцией которой является предикативность. Вот этот уровень организации речи и оказывается нарушенным при динамической афазии.

А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским, отмечали, что для грамматического развертывания внутренней программы высказывания первостепенное значение имеет предикативность, или операция предицирования, которая, собственно, и формирует высказывание. Предикативность  является конституирующим признаком предложения, а предикат — конституирующим средством предложения. При динамической афазии, как показали исследования  А. Р. Лурии,  нарушается как раз предикативность {Лурия, 1947, 1948, 1969; Цветкова, 1969, 1972а и др.).  Существует много определений предикативности. Мы понимаем под предикативностью речи следующее: 1) наличие в предложении сказуемого (или его аналогов), 2) схемы, 3) связности предложения, 4) наличие психологического сказуемого (по Л. С. Выготскому).

В одной из этих работ нами была выдвинута идея о существовании двух форм динамической афазии, при одной из которых (ближе к зоне Брока) нарушается только речь, а при другой форме (ближе к третичным зонам префронтальных отделов левой лобной области) нарушаются и речь, и речевое мышление. Значительно позже эта идея получила подтверждение в ряде дипломных и диссертационных работ, выполненных под нашим научным руководством (Ю. Шаги, Т. В. Ахутина и др.).

Дефект предикативности проявляется в уменьшении количества глаголов, в изменении места глагола в предложении (больные ставят его на последнее место), в дефектах просодического компонента речи, ритмико-мелодической и интонационной ее стороны, в которых также реализуется предикативность речи, и т. д. Если рассматривать процесс порождения любого высказывания в его грубом приближении как состоящий из четырех звеньев (см. выше): 1) мотива высказывания; 2) объективизации мотива в замысле; 3) реализации замысла на уровне внутренней речи в виде внутренней психологической программы высказывания, для которой главным является семантика и предикативность; 4) реализации программы во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка, то при динамической афазии нарушается третье звено, а при эфферентной моторной афазии — четвертое.

Известно, что основной чертой внутренней речи является ее предикативность, которая создает схему высказывания и тем самым обеспечивает плавное развертывание мысли во внешнее речевое высказывание {Выготский, 1956). Что такое феномен «активности»? Этот феномен, согласно современным представлениям, состоит из неформализуемых элементов. Он включает в свою структуру и эмоционально-волевые свойства, и мотивы, и ориентировочные действия, и высшие социальные потребности, и духовные интересы, чувства, желания ит. д. {Орфеев, 1978). Применительно к речи нам представляется, что активность также включает в структуру много составляющих и может реализовываться на разных уровнях. Энергетический уровень создает условия для реа-лизации общей активности, бодрствования, речевой интенции, готовности к речи. Это обеспечивается работой глубинных структур мозга, на уровне заднелобных отделов коры осуществляется речевая активность и готовность к речи. В этом случае реализуются мотивы, целенаправленность, саморегуляция, планирование и контроль вербального поведения. Наши собственные экспериментальные данные подтвердили это предположение. Некоторые из этих так называемых неформализуемых составляющих активности и нарушаются при динамической афазии. Поэтому и нарушается активность речи. Про этих больных так и говорят, что они инактивны.

2.3.1Эфферентная моторная афазия (продолжение) – Предыдущая | Следующая  –  2.3.2 Динамическая афазия (продолжение)