Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни

Таблица 10 Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни.

Цель Исследование уровня предметно-практической деятельности
Задание 1 Предложите ребенку построить башню из девяти кубиков размером 8 см

Здоровые дети

Здоровый ребенок выполняет это задание без предварительного) показа. Далее, после показа, строит поезд с трубой и мост
Дети с РДА  Легкая стадия Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию. В процессе свободной игры может успешно строить башню и поезд
Средняя стадия На речевую инструкцию не реагирует, отвлекается. Накладывает кубики друг на друга (строит башню) и разрушает их. В свободной игре может располагать кубики горизонтально, не обыгрывает постройку
Тяжелая стадия Хаотично манипулирует с кубиками. Может поставить их друг на друга, но быстро истощается. Раскидывает кубики, берет их а рот, может облизывать
Цель

Исследование способности дифференцировать форму предметов

Задание 2 Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (крут, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей
Здоровые дети Ребенок принимает задание, соотносит фигуры с местом, но иногда затрудняется в их сложении. После показа психолога успешно справляется с заданиями
Дети с РДА  Легкая стадия Затрудняется самостоятельно выполнить задание. Пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа психолога эффективность выполнения заданий не улучшается. В свободной игре и в привычной обстановке с заданием справляется
Средняя стадия Хаотично манипулирует с фигурами. Методом проб и ошибок пытается соотнести их с местом. На задании сосредоточивается недлительно, быстро отвлекается. На помощь психолога реагирует слабо, проявляет негативизм, выполняет задание по-своему. В свободной игре может правильно соотнести крут с местом. Сложение фигур недоступно
Тяжелая стадия Отмечаются хаотичные манипуляции с фигурами и доской, раскидывает их. Наблюдается рудиментарное обследование (берет в рот, кидает и пр.). В свободной игре с заданием не справляется
Цель Исследование уровня дифференцировки величины предмета ^дифференцирсяшвемчишпоедмета
Задание 3 Рассыпьте пирамидку из колец и попросите ребенка собрать ее вновь
Здоровые дети Здоровый ребенок самостоятельно собирает пирамидку  из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с РДА  Легкая стадия Может самостоятельно разобрать пирамидку, при ее сборе хаотично расставляет кольца. На инструкцию и показ психолога реагирует слабо. В свободной игре может правильно выполнить задание
Средняя стадия Может самостоятельно разобрать пирамидку. Не реагирует на инструкцию психолога. В свободной игре собирает ее, но без учета величины колец
Тяжелая стадия Совершает примитивные манипуляции с пирамидкой: стучит, кидает, берет в рот. На инструкцию не реагирует. Функциональных действий не производит
Цель Оценка развития памяти
Задание 4 Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть. Дайте ему задание повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем воспроизвести подряд три цифры: 2,5,9
Здоровые дети Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также воспроизводит цифры подряд
Дети с РДА  Легкая стадия Контакт затруднен, но в привычной обстановке может ответить на вопросы психолога. Воспроизведение цифр вызывает сложности, но спустя некоторое время может их повторить
Средняя стадия Контакт затруднен. На прямые вопросы отвечать затрудняется. Отмечаются эхолалии. Повторение цифр возможно, но в свободной игре, не в обстановке психологического обследования
Тяжелая стадия Уходит от вопросов. Не сосредоточивается на задании, отвлекается. Берет предметы со стола, хаотично с ними манипулирует. Возможны эхолалии (повторение отдельных слов психолога)
Цель Диагностика развития пространственных представлений
Задание 5 Сядьте с ребенком за стол, друг напротив друга. Положите по две одинаковые игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа от вас, медвежонок – слева. Затем скажите: «Медвежонок с куклой пошли гулять», после чего уберите со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же
Здоровые дети Здоровый ребенок выполняет задание с некоторой помощью, может 1-2 раза ошибиться при смене положения игрушек. В целом способен ориентироваться в пространстве по образцу и по слову
Дети с РДА  Легкая стадия Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
Средняя стадия Задание не выполняет, отвлекается, самостоятельно манипулирует с игрушками. На речевую инструкцию не реагирует
Тяжелая стадия Не слушает инструкции. Манипулирует с игрушками. Перекладывает, кидает. Не выполняет действий даже по подражанию
Цель Оценка речевого развития
Задание 6 Попросите ребенка назвать предметы, изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Здоровые дети Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках
Дети с РДА  Легкая стадия Может назвать 10 и более предметов, изображенных на картинках, но в привычной обстановке и в спокойном состоянии
Средняя стадия Способен выбрать или показать 2-3 картинки по просьбе психолога, но дать им другие названия
Тяжелая стадия Манипулирует с картинками, но не показывает при речевой инструкции и не называет
Цель Диагностика развития двигательной сферы (крупной моторики)
Здоровые дети К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде
Дети с РДА  Легкая стадия Все эти действия доступны ребенку, но затруднено их выполнение по инструкции. В привычной обстановке ребенок с ними справляется
Средняя стадия Затруднено выполнение двигательных проб по речевой инструкции. В привычной обстановке наблюдается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде)
Тяжелая стадия Выраженные двигательные стереотипы (прыжки, раскачивания, однообразные повороты головы). На речевую инструкцию не реагирует. По подражанию может произвести отдельные действия, например поднять руку
Цель Диагностика развития тонкой моторики
Здоровые дети Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища.Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания
Дети с РДА  Легкаястадия В свободной игре и в привычной обстановке может выполнить задания. Нередко наблюдаются стереотипные рисунки – например, одни круги. Может удерживать карандаш в кулаке, однако качество рисунков хорошее
Средняястадия Затруднено выполнение рисуночных тестов по инструкции. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно в свободной игре, затрудняется в изображении геометрических фигур. Линии неровные, нередко заходит за пределы листа бумаги
Тяжелаястадия Может проводить вертикальные линии в свободной игре. Часто выходит за пределы листа бумаги, рисует на столе. На занятиях сосредоточивается недлительно. Нередко рвет бумагу, чиркает карандашом по стенам, мебели, полу
Цель Диагностика способности к общению

Здоровые дети

В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («спасибо», «пожалуйста»), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему
Дети с РДА  Легкая стадия Навыки общения не сформированы. Затруднен визуальный контакт. Активно избегает встречного взора. Реакция на нового человека – тревога, страх. Игнорирует контакты с другими детьми, однако знает всех по имени. При физическом контакте проявляет негативизм, не переносит прикосновений
Средняястадия Оказывает сопротивление при попытке организации контакта. Демонстрирует тревогу и страх, двигательное беспокойство. В процессе общения может схватить ребенка или взрослого за волосы, укусить, оттолкнуть, то есть отношение к субъекту общения скорее как к неодушевленному предмету
Тяжелаястадия Не обращает внимания на присутствие детей или взрослых. При попытке прикоснуться уходит от общения. Взгляд мимо собеседника. Стереотипии. При шуме затыкает уши. Постоянно уходит от общения

В процессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить особое внимание на эмоциональные, коммуникативные и поведенческие радикалы, наблюдаемые у ребенка.

Эмоциональные радикалы:

•   постоянное наличие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью, или, наоборот, игнорирование ребенком отсутствия матери;

•  раздражение, плач, двигательное беспокойство, поддающиеся или не поддающиеся успокоению со стороны психолога;

• наличие страха при предъявлении новых, незнакомых предметов. Коммуникативные радикалы:

•   речевая активность;

•   реакция на похвалу, поощрение;

•   способ выражения своих просьб (жестом, голосом, звуком, словом), в том числе полное отсутствие обращений, как в жестовой, так и в речевой форме.

Поведенческие радикалы:

•   особенности сосредоточения на задании, частота отвлекания;

• избыточная активность в виде двигательной расторможенности или заторможенность, стереотипии, суетливость, полевое поведение (часто плачет, смеется, совершает разрушительные действия и пр.);

•   уклонение от зрительных контактов, тревога и страхи или, наоборот, чрезмерное «спокойствие», отсутствие интереса к окружающему.

Наличие этих радикалов указывает на вероятность аутистических тенденций у ребенка.

Диагностика психического развития ребенка от 18 мес до двух лет– предыдущая | следующая –Глава 6

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым