canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психические функции и созревание соответствующих зон мозга. Диагностика психических функций.

19.2.2. Клиническая диагностика

Следует выделить некоторые закономерности проявления нейропсихологических симптомов и синдромов при ранних очаговых органи­ческих поражениях головного мозга, которые необходимо учитывать при нейропсихологической диагностике.

Спецификой проявления опухолей мозга в детском возрасте явля­ется то, что они, по сравнению с размерами таких же опухолей у взрос­лого, характеризуются непропорционально большим размером по от­ношению к объему и весу мозга ребенка. Опухоль занимает большую территорию и может охватывать две или три смежные доли. В связи с этим оценку локализации приходится соотносить либо с исходным местом роста опухоли, либо с зоной ее преимущественной локализа­ции.

Клинико-психологические проявления очаговых поражений голов­ного мозга у детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем воз­расте встречаются случаи, когда даже довольно обширные поврежде­ния мозга не вызывают серьезной дезорганизации поведения и не со­провождаются выраженной неврологической симптоматикой.

Возникающие нарушения психической деятельности обычно в срав­нительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наи­большей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например, при черепно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализу­ются значительно слабее (например, при нейроинфекциях).

Локализация мозгового повреждения влияет на выраженность клинических проявлений у детей. При поражениях коры и левополушарных структур (у праворуких) она меньше, а при поражении субкор­тикальных и правополушарных структур значительно выше. В послед­них случаях симптоматика нарушений в значительной степени схожа с той, которая наблюдается у взрослых.

Различия в симптоматике, возникающие между детьми и взрослы­ми, меняются с возрастом и по-разному проявляются при поражениях левого и правого полушарий. В случае левого полушария с уменьше­нием возраста ребенка симптоматика становится менее выраженной и нетипичной. В случае правого полушария — симптоматика проявляется тем грубее, чем младше ребенок.

Наличие резидуальных проявлений повреждения головного мозга (в первую очередь наиболее поздно созревающих, ассоциативных от­делов) у детей может приводить к отставленному эффекту в проявле­нии расстройств психических функций. Они возникают в полной мере в том возрасте, когда у здоровых детей эти зоны мозга начинают ак­тивно включаться в работу (обычно в школьном возрасте).

Перечисленные закономерности выпадения и восстановления це­ребральных функций в детском возрасте вносят определенную специ­фику в нейропсихологическую диагностику и трактовку полученных данных. При острых мозговых повреждениях (кровоизлияния, опухо­ли, травмы) вышеописанный атипизм выражен слабее и позволяет опираться на те принципы и закономерности, которые выявлены экс­периментально на взрослых больных (Вассерман Л. И. и др., 1997; Се­менович А. В., 2003; Симерницкая Э, Г., 1985).

19.2.3.    Нейропсихологическая диагностика индивидуальных различий психического развития детей

Этот вид диагностики связан с выявлением индивидуальных особен­ностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, и направлен на получение дан­ных, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения.

В этом случае на первый план выступают такие методы обследова­ния, которые ориентированы на выявление многофакторного состава синдромов (метасиндромов), характеризующих степень сформированности психических функций и степень зрелости их мозговой осно­вы. Это позволяет оценить:

  • степень сформированности психических функций ребенка и про­вести анализ вклада различных отделов мозга в текущее состоя­ние психических функций;
  • динамику формирования психических функций и провести ана­лиз более активного или менее активного участия различных от­делов мозга в обеспечении психических функций на конкретном этапе возрастного развития.

Знание роли разных мозговых структур в психических процессах дает возможность проводить анализ интегративной работы всего моз­га в целом в разные возрастные периоды.

При диагностике индивидуальных особенностей психического раз­вития ошибки, допускаемые ребенком при выполнении заданий, оце­ниваются как симптомы несформированности, указывающие на фун­кциональную незрелость тех или иных отделов мозга. Сопоставление этих симптомов с аналогичными у взрослых, возникающими при поражении мозга, позволяют провести качественную оценку, то есть определить связь между несформированным звеном психической функ­ции и соответствующим отделом мозга.

Количественная оценка проводится при сопоставлении результатов обследования с возрастной нормой, позволяет выяснить степень вы­раженности симптома по сравнению с нормой и сделать вывод о нали­чии или отсутствии отставания в формировании различных звеньев психических функций и созревании соответствующих зон мозга.

19.2.4.    Методики нейропсихологического обследования детей

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропси­хологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации А.Р. Лаурия и представляют собой те или иные модификации либо всей “Схемы нейропсихологичского обследования высших психических функций”, либо отдельных заданий.

Модификации, как правило, были связаны с необходимостью учета детского возраста.

Существует ряд требований к методикам, используемым в работе с детьми. В частности:

  • в них должна учитываться возрастная доступность процедуры тестирования. В каждом конкретном случае набор заданий, предъявляемых ребенку, должен соответствовать его “умственному возрасту”, а их выполнение в минимальной степени зависеть от интеллектуальных возможностей ребенка;
  • задания, включаемые в обследование, должны охватывать основные категории высших психических функций, но при этом продолжительность обследования должна быть краткой, доступной ребенку;
  • необходимо наличие возрастных нормативов выполнения заданий.

А.Н. Корнев (1997) отмечает, что при подборе методик следует соблюдать следующее правило: нужно использовать такие задания, которые доступны для выполнения не менее чем 75% детей предыдущей (по отношению к “умственному возрасту” обследуемого) возрастной группы. Например, если с заданием справляются 75% детей 6 лет, то использовать его уместно применительно к детям 7 лет и старше.

Отечественные методики нейропсихологического обследования детей можно разделить на две основные группы:

1) методики общего нейропсихологического обследования;

2) методики экспресс-диагностики.

Методики общего нейропсихологического обследования включают задания, направленные на анализ состояния разных психических функций, и адаптированы к детскому возрасту. Разные варианты таких методик, в том числе включающие альбомы со стимульным материалом, подготовили: Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., 2003; Глозман Ж.М. и др., 1998; Цветковой Л.С., 1997; Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2002; Шкловский В.М. и др., 2006, и др.

Методики экспресс-диагностики предполагают относительно кратковременную процедуру обследования той или иной психической функции. Чаще всего в них включаются задания, направленные на исследования памяти, которая рассматривается как интегративная фун­кция, имеющая тесные межфункциональные связи с другими психичес­кими функциями. Это позволяет при ее обследовании составить пред­ставление и о состоянии целого ряда других психических процессов.

К экспресс-методикам можно отнести методику «Лурия-90» (Симер- ницкая Э. Г., 1991), «Диакор» (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).

Имеются также методики исследования уровня развития ребенка на ранних этапах онтогенеза с указанием возрастных нормативов (Сквор­цов И. А. и др., 2002).

 

 

обследование мозга детей – предыдущая | следующая – методы нейропсихологии

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика