Психосоматическое симптоматическое поведение как действие интернализованной «злой матери»
Большой вклад в понимание роли архаического враждебного Сверх-Я в генезе и динамике психосоматических заболеваний сделан Ангелом Гарма (1950, 1953, 1958, 1968, 1973), который в основном занимался исследованием и лечением заболеваний желудочно-кишечного тракта. В то время, как Александер (1934) в психодинамике язвенного больного прежде всего подчеркивал бессознательное желание питания и материнской теплоты у пациента, Гарма (1950, 1953, 1958) видит основной причиной заболевания «интернализованную агрессивно-переваривающую мать». Свою теорию он формулирует следующим образом: «Интернализованная плохая мать действует агрессивно против человека, находящегося в состоянии оральной регрессии».
Он предполагает двухступенчатое развитие симптома:
1. Интернализация «плохой внутренней матери» в раннем детском развитии.
2. Реактивация образа злой матери в ходе регрессивного процесса, главным образом в пубертатном периоде.
Главной характеристикой матери, вызывающей в качестве интернализованного злого объекта язвенную болезнь, Гарма (1950, 1953) считает ее стремление держать ребенка в зависимости, подавлять его стремление к автономии, бороться с его агрессивными побуждениями и эдипальными запросами, вызывая у него фрустрацию. При этом эффект фрустрации не обязательно носит оральный характер в связи с недостаточностью кормления. Питание просто являет собой, как правило, тот самый уровень взаимодействия с ребенком, который ею подвергается особенно строгому и ригидному контролю. Потребность в контроле делает ее навязчивой в отношении к ребенку, ее борьба с сексуальностью и агрессией фрустрирует его. Поэтому в фантазиях пациента она предстает, с одной стороны, соблазняющей, с другой – отказывающей, преследующей, кусающей, наказывающей.
В психодинамике симптоматического поведения Гарма (1950, 1953) находит следующие характерные черты:
1. Базисное пассивное подчинение интернализованной архаической вездесущей и контролирующей матери.
2. Сильное чувство вины и тенденции к самонаказанию при каждой попытке отделения от матери или ее интернализованного образа, при каждом агрессивном импульсе и каждой попытке эдипального приближения к ней.
С его точки зрения, симптомогенез в пубертатном периоде провоцируется реактивированным эдипальным страхом кастрации, следствием которого становится регрессия до орального уровня развития инстинктов. В ходе этой оральной регрессии интернализованная злая мать воспринимается как плохое, неудобоваримое питание, которое «ложится тяжестью» в желудке больного. Находясь под давлением механизма навязчивого повторения защиты от интернализованных запретов матери на агрессию и кровосмешение, язвенный больной в действительности поглощает тяжело перевариваемую пищу, которую бессознательно воспринимает как деструктивно-агрессивную атаку матери и поэтому не может усвоить.
Симптом язвы желудка имеет, по Гарма, тройное значение:
1. Он обозначает рану отделения, переживаемую пациентом как прерывание пуповины.
2. Он представляет собой фантазию кастрационной раны, переживаемую вследствие оральной регрессии на уровне функции пищеварения.
3. Он обозначает также нанесенное агрессивно преследующей матерью повреждение в смысле «укора совести», которым интернализованная мать наказывает пациента за его генитальные побуждения и бессознательную потребность в автономии.
В гастродуоденальных нарушениях язвенного больного, которые могут рассматриваться как «чрезмерное функционирование» и как форма «саморазрушения», Гарма видит решающие моменты структуры личности пациентов, их «гиперкомпенсированную активность и латентную подчиняемость» (Garma, 1950). При этом язвенный больной «позволяет интроецированной матери кусать его, наказывая его тем самым за злое желание укусить ее. Это же последнее желание представляет собой замещение запретных генитальных побуждений, направленных на нее или других женщин».
Таким образом, для Гарма психосоматический синдром является выражением конфликта между инстинктом и архаическим враждебным Сверх- Я, в котором доминирующую роль играет интернализованная злая мать, запрещающая всякое стремление к автономии, обособлению, агрессивным и сексуальным побуждениям. Хотя он не выходит за рамки классического учения об инстинктах (для психодинамики перемещения симптомов он предлагает объяснение из области психолог ии инстинктов (Garma, 1968)), но все же в своей концепции он однозначно подчеркивает роль матери в генезе симптомов. Он сообщает (Garma, 1973), что «знакомый психоаналитик (это был Карл Меннингер. – Г. А.) сказал как-то: по теории Гарма, при вскрытии больного с язвой желудка или двенадцатиперстной кишки в его желудке должны обнаружиться вставные зубы его матери». Гарма считал это замечание грубой карикатурой, которая, тем не менее, хорошо иллюстрирует его теорию.
Возникающий здесь вопрос относится к психологии Я. Он таков: как устроено Я, «позволяющее», по выражению Гарма, интернализованной злой матери «угрызением совести» вызвать язву желудка? Ответ из психологии инстинктов, который дает Гарма, его указание на регрессию до орально-пищеварительной стадии под действием неосознаваемого страха кастрации, представляется мне недостаточным.
Решающим, по моему мнению, является страх потери объекта, подчеркиваемый самим Гарма, когда он обозначает язву желудка как «рану обособления». При этом страх потери и защита от него касается не столько либидинозно загруженного объекта, сколько «матери внешнего мира», как ее назвал Винникотт. Я считаю, что психосоматический симптом представляет именно мать как аспект внешнего мира, которая неуспешна в этой функции и поэтому наносит ребенку структурное повреждение Я в виде нарциссического дефицита. «Интернализованная злая мать» является аспектом этого дефицита, вызванным и постоянно поддерживаемым ею самой, поскольку ребенок не в состоянии отделиться от матери.
Психосоматическая симптоматика у ребенка – предыдущая | следующая – Нарушение интернализации ранних отношений матери и ребенка