Сначала на индивидуальной терапии пациента вели, меняясь, оба психотерапевта, позже – один из них. От сильного страха перед постоянно желаемой близостью он защищался с помощью регулярных посещений своего домашнего врача и лечащего врача в больнице, а также своей политической деятельностью в рамках разного рода групп. Эти контакты, служившие дифференцировке и контролю динамики переноса, допускались психотерапевтами. Центр тяжести в лечении был перемещен прежде всего на проработку конфликта идентичности, воспроизведенного в переносе, его страха перед зависимостью и потребности в ней, на поддержку в отграничении от интернализованной деструктивной группы.
Пример пациента Бруно, с моей точки зрения, достаточно ярко иллюстрирует деструктивную психодинамику нарциссического дефицита. При этом мне представляется важной психодинамическая связь между психосоматической реакцией, сексуальной перверсией и параноидно-психотической реакцией пациента.
Его поведение импонирует, с одной стороны, как постоянное бегство от интернализованной первичной группы с ее деструктивной динамикой, проявляющейся в форме навязанного первоначально, главным образом матерью, бессознательного запрета идентичности. С другой стороны, мы видим пациента в постоянном поиске внешних объектов идентификации, к которым он может симбиотически приспосабливаться и производить на них впечатление своей симптоматикой. Интернализованная деструктивная динамика нарушенного уже в пренатальном периоде отношения с матерью особенно проявляется в поведении пациента в группах. Он постоянно ищет группы, которые одновременно завораживает и контролирует с помощью своей однобокой интеллектуальности «серого кардинала» в форме эксгибиционистского поведенческого отреагирования. На более поздних этапах терапии он сказал терапевту, что может лишь тогда хорошо чувствовать себя в группе, когда держит ее «в кулаке». Одновременно он реагирует с сильной тревогой и бегством в психосоматическую реакцию, психоз или сексуально-перверсное отреагирование, когда перед ним возникает требование проявить себя как личность со своими конфликтами и страхами.
Мой ученик и сотрудник Питер Мольденхауер (1973) в своей уже упоминавшейся работе подробно исследовал динамику поведения пациента в группе, обозначив ее попыткой стабилизировать «фальшивое Я» (Winnicott, 1960) с помощью отреагированного симптоматического поведения. Это «фальшивое Я», которое он понимает как защитный фасад Я, структурно поврежденного нарциссическим дефицитом, служит поддержанию коммуникации с ролевыми предложениями окружающей среды. Эта коммуникация остается, однако, угрожаемой и нестойкой в результате деструктивной динамики интернализованной группы. Мольденхауер констатирует: «Пациент отреагирует свой конфликт, расщепляя свои установки на объект из страха перед истинными отношениями и разделяя свои чувства таким образом, что “хорошее” и “плохое” отделены друг от друга. В своих группах пациент инсценирует свой конфликт. Бессознательно он хочет разделить свои референтные группы на представителей своих желаний и страхов с тем, чтобы превратить внутренний конфликт во внешний, который он тогда, как ему кажется, сможет контролировать. Пациент не может доверять своему внутреннему миру объектов, он ищет и создает себе соответствующий окружающий мир и находит в нем постоянные подтверждения своей параноидной недоверчивости». Следствием является «ригидная ритуализация взаимодействия». Межличностный контакт «ограничивается отдельными аспектами, бюрократически организуется, чтобы обеспечить функционирование человека как часть самого себя в ограниченном круге задач».
В своей работе Мольденхауер смог показать, что в динамике взаимодействия между «ложным Я» пациента и его референтной группой в деталях воспроизводится патогенная ситуация преэдипапьного симбиоза в рамках первичной группы, как в уходе в нарциссическую изоляцию, в психосоматический «симбиоз с самим собой», которым пациент реагирует на требования группы относительно своей идентичности, так и в подчинении «ложного Я» требованиям окружающего мира, проявляющемся в его деперсонализованной интеллектуальности.
С моей точки зрения, мы можем понимать отреагированное симптоматическое поведение пациента, его постоянный поиск нарциссического признания и подтверждения в группах, постоянное бегство от каждого подтверждения своей идентичности как ряд неудачных попыток найти межличностную ситуацию, которую он может воспринимать как доброкачественный симбиоз.
Когда в терапии его конфронтируют с деструктивной динамикой его непроизвольно повторяющегося симптоматического поведения, он постоянно реагирует сильной тревогой и заверениями в своем серьезном отношении к лечению. Его желание сотрудничать превращается, однако, в сопротивление, в чрезмерную потребность контроля, которым он защищается от страха перед терапией, то есть перед выяснением отношений с интернализо- ванным запретом идентичности. То же касается его поведенческого отреа- гирования в референтных группах. С одной стороны, он постоянно отдавался чрезмерной зависимости от них: в общежитии он доплачивал из собственных средств, в терапии он требовал постоянного согласия с психотерапевтом, в больницё он сразу же стал внимательным органическим образцовым пациентом, с другой же стороны, он не мог принять предлагавшиеся ему подтверждение и внимание и сомневался в откровенности или компетентности соответствующей группы.
Здесь особенно отчетливо выступает динамика больного с архаическим Я, бегущим от интернализованной группы и ищущим внешнюю, которая должна выполнять для него функцию одновременно внутренних и внешних объектов, то есть одновременно представлять интернализованную первичную группу и защищать от нее. Она, с моей точки зрения, определяет поведение психосоматического больного, который, как на это указывал уже Винникотт (1966), находится в постоянном поиске объектов, от которых он одновременно зависим и в то же время может в любой момент дистанцироваться.
Лишь когда пациент постепенно научился принимать терапию как место переноса и восполняющего развития Я, ему удалось выработать менее деструктивные отношения с различными группами, дававшими ему, так сказать, постоянную возможность бегства. Чем больше он был в состоянии использовать терапевтическую ситуацию как доброкачественный симбиоз для разборки со своими архаическими страхами, тем менее он зависел оттого, что его референтные группы прямо и непосредственно служили стабилизатором его «ложного Я».
Следующая далее история болезни может внести дальнейший вклад в понимание специфической динамики объектных отношений психосоматического больного, показанной на приведенном примере пациента Бруно, прежде всего в том, что касается отношений в группе. Речь идет о пациенте, симптоматическое поведение которого определяется сексуальной перверсией – фетишизмом и психосоматической реакцией.
Архаическая переносная динамика поведения пациента – предыдущая | следующая – Иёрн: тело как заместительный объект
Психосоматическая терапия. Оглавление