Яндекс.Метрика

Нервная анорексия и булимия (продолжение)

Ступень 3: ситуативная поддержка

Какое позитивное влияние оказывают события и жизненные концепции на пациентку и ее семью? Позитивные (малоконфликтные) сферы пациента и его семьи доводятся до со­знания и последовательно поощряются. Медикаментозное лечение? Физикальное обследо­вание? Диета? Релаксационные методы? Интервальный тренинг?

Вместо привычных упреков и комментариев пациентка впервые услышала, что она обладает способностью обходиться небольшим количеством пищи. Базис для дальнейшего разговора, в котором были выяснены существенные аспекты бо­лезни, хотя об этом никогда напрямую не спрашивалось, был заложен.

Толкование, что у нее есть способность идентифицироваться с голодающи­ми мира, произвело на нее особенно большое впечатление, потому что ее очень ин­тересовали проекты социального и экономического развития, которые могли бы помочь широкой общественности стран третьего мира создать лучшие условия жизни.

Наша способность идентифицироваться с другими и чувствовать, как они, складывается в результате восприятия нашего органического единства с общест­вом. Безусловно, один из аспектов болезни — стремление пациенток к этому чув­ству общности, однако они не могут достичь его вовсе или в желаемой форме. В этой связи нельзя оставить без внимания, что развод родителей, развод/ разлука с партнером и сенсибилизация к вопросам справедливость/ несправедливость — в рамках семьи и в мире — играют особенную роль, о чем идет речь и в процессе терапии.

В рамках пятиступенчатой позитивной семейной терапии, основываясь на знании этих конфликтных потенциалов, может быть проработана проблематика пациентки. Анекдот: «Милая мама, я тоже!», заставил ее рассмеяться и подгото­вил, таким образом, почву для изменения точки зрения. Притча: «Вылеченный бред» благотворно подействовала на установление желаемых отношений врач— больной; она была рассказана во время релаксационных упражнений. Так паци­ентка смогла увидеть новую концепцию своего заболевания, что облегчило тера­певтическую работу. Дополнительно она получала лечение — антидепрессанты в небольшой дозе, так что уровень активности от этого не пострадал.

Ступень 4: вербализация

Какие еще проблемы следует решить? Какие три проблемы пациент хотел бы затро­нуть в ближайшие 3—5 недель? Проблемы и неразвитые сферы конкретизируются, верба­лизуются и обсуждается коммуникация с партнером по установленным правилам (семей­ная группа, партнерская группа, профессиональная группа).

После того как на стадии 3 были выяснены позитивные аспекты ее чувства справедливости, на стадии 4 корректировались теневые стороны этого чувства («тик справедливости»), которые постоянно приводили к индивидуальным и обществен­ным коммуникативным проблемам. Например, пациентка сказала о самой себе:

Я могу сказать о себе, что я просто фанатик справедливости. Я вмешиваюсь во все, даже если меня это абсолютно не касается. Если я вижу, что здесь что-то идет не по справедливости, то я пытаюсь повлиять на несправедливость…

Затем в связи с невротическими навязчивостями наряду с актуальной способ­ностью единство (ср. ч.II, гл.39) речь шла о справедливости в индивидуальном и всеобъемлющем смысле: «Вы видите очень большой смысл в справедливости, но можете, однако, еще и научиться переносить несправедливость…»

Актуальная способность «справедливость»

Определение и развитие: справедливость — это способность уравновешивать все интересы в отношении себя самого и других. Несправедливым воспринимает­ся при этом такое обращение, которое диктуется личными предпочтениями и отвержениями или частичными ориентациями вместо детальных размышлений. Общественный аспект этой актуальной способности — социальная справедливость.

Каждый человек обладает чувством справедливости. Способ обращения близ­ких с ребенком, насколько они справедливы к нему, его братьям и сестрам и друг к другу, отражается в индивидуальном отношении к справедливости.

Как об этом спрашивают? Кто из Вас больше ценит справедливость (спра­ведливость или несправедливость, в каких ситуациях и по отношению к кому)? Считаете ли Вы своего партнера справедливым (по отношению к детям, братьям и сестрам, другим людям, Вам лично)? Как Вы реагируете, если к Вам относятся несправедливо (на работе, в семье)? Есть или были ли у Вас проблемы на почве несправедливости (Вам кого-то предпочитали)? Кто из Ваших родителей больше обращал Ваше внимание или внимание Ваших братьев и сестер на справедливость (ситуация)?

Симптомы и расстройства: соразмерный, заслуженный, объективный, бес­пристрастный, неприемлемый, необоснованный, в сравнении с…, чувствовать себя обойденным (ущемленным в своих интересах) — тик справедливости, уверенность в собственной справедливости, сверхчувствительность, соперничество, борьба за власть, чувство слабости, несправедливость/ возмездие, месть, индивидуальная и коллективная агрессия, депрессия, пенсионные неврозы.

Особенности поведения: справедливость без любви видит только достижение и сравнение; любовь без справедливости теряет контроль над действительностью. Научись объединять: справедливость и любовь. Обращаться одновременно к двоим означает обращаться к одному несправедливо.

На ступени 4 к лечению неоднократно привлекались оба родителя, в то время как брат от этого отказался. Мать несколько раз говорила о трудностях, которые у нее многие годы существуют с мужем. Муж не хочет иметь много контактов вне семьи. Конфликтная тема в семье — «порядок» у детей. В то время как отец упор­но настаивал на порядке, мать все убирала сама. Обсуждение этого, большей час­тью, бессознательного невралгического момента и возможностей его решения, привело к ощутимому улучшению атмосферы в семье.

Пациентка, страдающая анорексией – предыдущая | следующая – Система целей

Психосоматика и позитивная психотерапия