canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Целост­ные конфигурации предметов. Восприятие целостных конфигураций.

Восприятие предметов

Перечисленные правила позволяют очень точно пред­сказать, какие целостные конфигурации увидят взрос­лые наблюдатели в некотором специально созданном сти­мульном поле. Иными словами, они представляют собой психофизические закономерности, позволяющие на ос­новании анализа зрительной стимуляции предсказать, что будет увидено. Можно было бы предположить, что эти же правила применимы для выделения реальных предме­тов в более естественных ситуациях. Брунсвик (1956) в замечательном эксперименте проверил полезность этих правил. Он взял много фотографий хорошо знакомых предметов в их обычном окружении и измерил расстояние между контурами. Затем, основываясь на правиле близости, он попытался предсказать действительное рас­положение предметов, изображенных на фотографиях. Полезность этого правила оказалась ограниченной, так как его использование привело к большому числу ошибок (см. рис. 5.5). Аналогичным образом проверялась эффек­тивность правила хорошего продолжения, которая ока­залась несколько более высокой. Правило общей судьбы в этой работе не рассматривалось. Вероятно, это правило привело бы к безошибочным результатам, за исключением каких-либо специальных случаев. Хотя его полезность и не была проверена, создается впечатление, что это самое важное из трех правил.

Гештальтпсихологи настойчиво утверждали, что об­наруженные ими закономерности восприятия не могут быть приобретены с помощью научения в ходе развития, имеют врожденный характер и отражают структурные осо­бенности нервной системы ребенка. Их доводы были очень сложными и в значительной мере сводились к аналогиям из области физиологии и физики [14]. Несмотря на то что гештальтпсихологи никак не опирались на результаты непосредственных наблюдений за младенцем, их аргумен­тация была почти повсеместно принята (Хебб, 1949). Брунсвик (1956) был, пожалуй, единственным психологом, который предложил иное объяснение, согласно которому законы перцептивной организации усваиваются в раннем детстве с помощью проб и ошибок.

Недавно было проведено несколько экспериментов с целью проверить, действительно ли младенцы восприни­мают окружение организованно и подчиняется ли их вос­приятие закономерностям, обнаруженным гештальтпсихологами. Совершенно очевидно, что младенцы выделяют в окружающем их поле раздражителей некоторые целост­ные конфигурации. Многочисленные исследования зри­тельного поведения младенцев показали, что они фикси­руют взгляд на внешних контурах предметов, находящихся в поле зрения. Если предметы движутся, то младен­цы будут прослеживать движение глазами. Если после совместного движения контуры предмета распадутся на части, которые начнут самостоятельное движение (см. рис. 5.6), то совсем маленькие дети обнаруживают явные признаки удивления. Это свидетельствует о том, что об­щее движение (общая судьба) определяет восприятие ребенком целостных конфигурации (Бауар, 1905). Предпри­нимались также попытки выяснить, насколько аффек­тивны в столь раннем возрасте правила близости и хоро­шего продолжении. Для этого использовалась методика, основанная на регистрации признаков удивления. Мла­денцу показывали картинку, подобную изображенной на рис. 5.7. Взрослые обычно видят две конфигурации — «аб» и «в». Через некоторое время одна из точек, либо «а», либо «в», начинала двигаться, а две остальные оставались на месте. Предполагалось, что если ребенок воспринимает точки «а» и «б» как элименты единого целого, то движение точки «а» вызовет большее удивление, чем движение точки «в», так как в этом случае конфигурация «аб» распадается. Мерой удивления служила продолжительность прекраще­ния сосания — предполагалось, что чем больше удивле­ние, тем более продолжительной будет остановка соса­тельных движений. Но, к удивлению самого эксперимен­татора, ему не удалось обнаружить какого-либо влияния правила близости почти до конца первого года жизни ре­бенка (Бауэр, 1956б). Эти результаты, таким образом, противоречат утверждениям гештальтистов и скорее со­гласуются с точкой зрения Брунсвика.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.6. Событие, показанное слева (4А), созвучно информации в первых трех кадрах. Точки по-прежнему движутся по общей траек­тории. Событие справа (4Б) противоречит данной ранее информации, так как точки внезапно начинают двигаться независимо после того, как двигались совместно. Когда трехнедельным младенцам пока­зываются первые последовательности, а затем одно из этих событий, они обнаруживают признаки удивления в случае противоречащего, а не созвучного события.

 

 

 

 

 

Рис. 5.7. Применение правила близости к первому рисунку должно, было бы вызвать удивление при последующем показе правого, по­сло левого рисунка. Однако младенцы, по-видимому, в течение длительного времени не воспринимают вещи подобным образом, так как ожидаемая реакция па проявление подобных конфигураций может быть получена у них лишь к концу первого года жизни.

перцептивная ор­ганизация – предыдущая | следующая – правило хорошего продолжения

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика