Изменение сна при эмоциональном стрессе у человека

В предыдущих разделах мы неоднократно упоминали, что эмоциональный стресс у животных приводит к особенно выраженным изменениям длительности быстрого сна. Правда, эти изменения неоднозначны. Острый стресс, сопровождающийся усилением поисковой активности, обусловливает уменьшение быстрого сна, хронический стресс, приводящий в конце концов к отказу от поиска, вызывает его увеличение.

Аналогичных систематических исследований на человеке проведено очень мало, и они не давали сколько-нибудь однозначных результатов. Так, Ноулесс с соавторами исследовал особенности сна в группе лиц, которым предстоял первый в их жизни парашютный прыжок. Для группы испытуемых в целом не было выявлено никаких существенных изменений структуры сна. А ведь степень эмоционального напряжения перед первым прыжком должна была быть очень большой. Может быть, отрицательный результат исследования был обусловлен тем, что испытуемых не дифференцировали в зависимости от характера их поведенческой активности и реакции на стресс?

Совместно с А. М. Гончаренко и В. М. Шахнаровичем мы провели исследование па 27 здоровых студентах в период зимней экзаменационной сессии. Сон исследовался в ночь после экзамена и для контроля вскоре после окончания зимних каникул. В день экзамена, за 30 мин до его начала, у испытуемых измерялось артериальное давление, регистрировалась частота пульса и биоэлектрическая активность круговой мышцы рта. Этот последний показатель был выбран потому, что мимическая мускулатура особенно тонко реагирует на эмоциональное напряжение – тонус ее при этом резко повышается.

Все эти измерения проводились у большой группы студентов, а для исследования ночного сна избирались- те испытуемые, у которых уровень эмоционального напряжения перед экзаменами был достаточно высок. Через 30 мин после окончания экзамена исследования повторялись, и они проводились в те же часы в день после каникул, предшествующий контрольному исследованию сна. До и после сна в контрольную ночь и в ночь после экзамена испытуемым предлагали решить серию логических задач (модифицированный тест Ровена); отмечали время, затраченное на решение, и число допущенных ошибок.

Первые результаты анализа полученных данных показались нам обескураживающими. В целом по всей группе испытуемых в ночь после экзамена по сравнению с фоновой ночью не было выявлено существенных изменений ни быстрого, ни медленного сна. От полученной на экзамене оценки сон тоже в большинстве случаев не зависел. Лишь в немногих случаях при явном разочаровании своими результатами испытуемые давали увеличение быстрого сна. Но увеличение быстрого сна встречалось и у тех испытуемых, которые не были огорчены полученной оценкой. Больше всего этими результатами были огорчены сами экспериментаторы.

Выход из тупика наметился после того, как А. М. Гончаренко обнаружила принципиальное различие между испытуемыми по изменению вегетативных и миографических показателей в день экзамена. Как мы уже говорили, непосредственно перед экзаменом у всех избранных для исследования испытуемых отмечались признаки эмоционального напряжения – повышение артериального давления, учащение пульса, увеличение амплитуды электромиограммы по сравнению со спокойным состоянием. Однако после экзамена, т. е. после завершения стрессовой ситуации, испытуемые по этим показателям разделились на две группы. У 16 человек, отнесенных к I группе, через 30 мин после экзамена все показатели вернулись к норме, что свидетельствовало о быстром снятии эмоционального напряжения. У 11 человек, отнесенных ко II группе, не отмечалось такой быстрой нормализации вегетативных показателей. Они оставались на стабильно высоком уровне. Амплитуда же биоэлектрической активности мимических мышц даже возрастала по сравнению с предэкзаменационными показателями. Таким образом, эмоциональное напряжение у этой группы лиц не снижалось в течение некоторого времени после прекращения эмоционального стрессового воздействия. Существенно, что эмоциональное напряжение сохранялось, несмотря на благополучное в целом завершение экзаменационного стресса: ни по объективным результатам экзаменов, ни по субъективному отношению к ним различий между группами не выявлено.

А вот по структуре ночного сна после экзамена группы оказались совершенно различными. У испытуемых I группы, у которых эмоциональное напряжение окончилось вместе с завершением экзамена, существенных изменений в структуре сна по сравнению с фоном не отмечалось. У них лишь незначительно увеличился дельта- сон, который и вне экзаменов был больше, чем в испытуемых II группы.

У испытуемых II группы в ночь после экзамена достоверно увеличилась процентная представленность быстрого сна. В спокойном эмоциональном состоянии быстрый сон занимал у них 19%, а после экзаменационного стресса возрос до 25%. Следовательно, у тех, чье эмоциональное напряжение после стресса не уменьшается, возрастает потребность в быстром сне.

Катехоламины и поисковая активность – Предыдущая|Следующая – Типы реакций на стресс
Поисковая активность и адаптация. Содержание