canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Биологическое и культурное созревание индивида. Разграничение биологического и культурного созревания.

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (биологическое и культурное созревание)

Юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет,— это прежде всего определенная стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования это­го возраста, по Шпрангеру,— открытие «я», развитие рефлек­сии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное постро­ение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «я» к практическому включению в различные виды жизнедея­тельности.

Положив в основу возрастной периодизации становление духовной жизни личности, Шпрангер делит юность на две фазы. Для 14—17-летних главная проблема — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимо­сти; у 17—21-летних на первый план выступает «кризис ото­рванности», чувство одиночества и т. д. Шпрангер подробно описывает исторические условия и социальное положение юно­шества, его нравственное развитие, формирование правосозна­ния, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения. Романтически-идеалистические истоки концеп­ции Шпрангера очевидны. В трактовке соотношения развития самосознания и практической деятельности он явно недооцени­вает ведущую роль последней. Однако его работа содержит ряд тонких наблюдений, включая указание на возможность несколь­ких разных типов развития в зависимости от типа личности. Шпрангер положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентаций.

Теория Шпрангера была существенно конкретизирована и развита Ш. Бюлер. Исследовательница уделяет особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Свя­зывая биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, Бюлер выделяет две фазы: негативную и позитивную.

Негативная фаза начинается еще в препубертатный период. Ее характерные черты — беспокойство, тревога, раздражитель­ность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность и т. д. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспо­собности. У девочек пик негативности приходится на пременструальный возраст, продолжаясь от 2 до 9 месяцев, и обычно заканчивается с началом менструации, в среднем негативная фаза развития падает у них на 11—13 лет. У мальчиков предел возрастных колебаний гораздо больше и негативная фаза обыч­но приходится па 14—16 лет.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-ново­му воспринимать искусство, у него появляется новый мир цен­ностей, потребность в интимной человеческой близости, он ис­пытывает чувство любви, мечтает и т. д. В изучении внутреннего мира личности Бюлер придает решающее значение биографи­ческому методу и особенно изучению дневников. Собрав свыше 100 юношеских дневников, она обнаружила удивительную устойчивость их тематики (интерес к собственной личности, чув­ство одиночества, проблема времени, поиск идеала, жажда люб­ви и т. п.), несмотря даже на различия между поколениями (Бюлер сопоставила три девичьих дневника разных периодов — с 1873 до 1910 г.).

Персонологическая ориентация в психологии юношеского возраста была полезным противовесом натуралистическим био­генетическим концепциям. Однако идеалистические философ­ские позиции, стремление вывести развитие личности из глубин ее собственной мотивации, недооценка социально-классовых различий и увлечение субъективными источниками резко огра­ничивали ее возможности. Работы этого типа редко поднимают­ся над описанием чувств и переживаний молодых людей. Нельзя не сказать и об ограниченности дневникового метода. При всей его ценности дневник — источник весьма субъективный. Прежде всего дневники ведут далеко не все. В одни эпохи это модно, в другие — нет. Поскольку ведение дневника предполагает опре­деленный уровень образования, наличие свободного времени и склонность к рефлексии, юноши и девушки из буржуазно-интеллигентских семой вели их чаще, чем выходцы из рабочей сре­ды. Из 93 дневников (38 юношеских и 55 девичьих), обобщен­ных Бюлер в книге «Три поколения в юношеском дневнике» (1934), только пять принадлежали детям рабочих и ремеслен­ников и лишь три автора сами были рабочими. Весьма устойчи­вы также половые различия — девочки ведут дневники в не­сколько раз чаще, чем мальчики. Что же касается людей, веду­щих интимный дневник на протяжении всей жизни, то они не только редки, но и отличаются целым рядом индивидуальных особенностей.

В отличие от психодинамнческих и персонологических тео­рий, связывающих юность главным образом с развитием эмоций или духовного мира и самосознания личности, в центре внима­ния когнитивно-генетической теории находится развитие интел­лекта, познавательные процессы, способность индивида совер­шать те или иные логические операции. При этом, в противо­положность бихевиористским взглядам, по которым становление личности выглядит результатом более или менее внешнего «научения», эта теория утверждает закономерное развитие ум­ственных способностей, стадии которого строго детерминиро­ваны.

внутренний мир – предыдущая | следующая – моральная ценность

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика