Заключение. Подход к изучению психологии больного в современных условиях требует прежде всего углубленных представлений о психологических аспектах здоровья. Это объясняется тем, что болезнь хотя и является качественно новым состоянием человека, но и при ней сохраняются индивидуальные особенности личности. Важность этого положения в системе «здоровье — болезнь» подчеркивается тем, что существует множество переходных состояний.
Чрезвычайная сложность психологической характеристики указанной системы может быть познана только в свете диалектических закономерностей и главным образом с позиций ленинской теории отражения. При этом, разумеется, учитываются достижения современной психологии. Особый акцент сделан на гуманистических и интегральных тенденциях советской медицинской науки, которая унаследовала лучшие клинические традиции отечественной медицины. Именно такой методологический принцип в изучении психологических аспектов здоровья, болезни и больного нам представляется наиболее плодотворным. Исходя из него уточнено в психологическом плане понятие о больном как о страдающем человеке с расстройством биосоциальной адаптации и ощущением зависимости от болезни. Система болезнь — больной имеет различные аспекты. С психологической точки зрения важнейшим в ней является вопрос о том, как формируется отношение больного к своему заболеванию. Оказывается, что это явление достаточно сложное, в нем следует различать структуру, динамику, не только личные, но и социальные факторы.
Отношение к своему заболеванию, в первую очередь, зависит от того, насколько адекватно больной (с учетом возраста и уровня развития) его понимает. Каждый больной, как известно, по-своему оценивает болезненные ощущения и заболевание в целом. Однако это не исключает наличия и общих, присущих различным нозологическим формам и возрастным категориям, закономерностей психологических сдвигов при соматических заболеваниях. Исходя из этого мы сочли возможным и обоснованным предложить термин «соматонозогнозии». Будучи субъективным явлением по форме, процесс становления отношения к болезни является объективным познавательным процессом. А следовательно, он может и должен быть предметом тщательного изучения.
Соматонозогнозии являются результатом взаимодействия, взаимозависимости личности, болезни и ситуации связанной с нею. Личностная реакция больных на соматическое заболевание имеет свою структуру и динамику.
Основными этапами формирования соматонозогнозий являются сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни. Каждый из них в свою очередь имеет ряд компонентов. Взаимоотношения между этими элементами структуры соматонозогнозии отличаются динамичностью, которая отражает изменчивость как самого патологического процесса, так и форм реагирования личности на него.
На отношение больного к своему заболеванию в одних случаях определяющее влияние оказывают преморбидные особенности, в других – характер и тяжесть заболевания. Личность реагирует на болезнь в зависимости от того, какие ценности в ее представлении больше всего страдают. Так возникают поняти у больных о значимости тех или иных симптомов и болезни в целом для их работы и жизни. На этой основе мы говорим о преимущественной заинтересова ности различных уровней личности больного (биоло гический, индивидуально-психологический и социально-психологический). Известное влияние на соматонозогнозии оказывает и возраст человека.
Личностные реакции, находясь в зависимости от природы заболевания, меняются при тех или иных стадиях, типах течения. Психологически начало болезни характеризуется психогенно-стрессовым состоянием, разгар — адаптацией, а исход — в большинстве случаев реабилитацией.
При рассмотрении взаимосвязи болезни и больного важно подчеркнуть роль соматогений в формировании соматонозогнозий. Соматогении понимают как неспецифическую общецеребральную реакцию в ответ на непосредственное поражение мозга при сосудистых, интоксикационных, обменных и других патологических процессах. Таким образом, во многих случаях природа заболевания воздействует на структуру соматонозогнозий посредством соматогений.
При лечении больного врач учитывает не только личностные его особенности, этиопатогенез и клинику заболевания, но и ситуации, порожденные болезнью. Последние часто изменяют вид, характер и объем трудовой деятельности, а также влияют на быт и взаимоотношения с окружающими. В этом проявляется зависимость больного от заболевания.
Личностно-преморбидные особенности, природа болезни и вызванная ею ситуация, взаимодействуя между собой, создают различные сочетания компонентов указанных выше этапов соматонозогнозий. В одних случаях преобладает звучание сенсологического этапа, в других — оценочного, что ведет к разнообразию форм отношений к болезни. В результате этого формируются следующие типы адекватного реагирования: нормо-, гипер-, гипо- и диссоматонозогнозии. Различают также варианты неадекватного (психопатологического) реагирования.
Для определения типа реагирования на болезнь врач выясняет наиболее значимые для больного психологические стороны заболевания и его последствий. Само выделение больным наиболее значимых компонентов может отразить его личностные особенности (в частности, акцентуацию и даже патологическое развитие), характер оценки (недооценка, переоценка, извращенное понимание) значимых для больного факторов, выражает тип его отношения к болезни, т. е. одну из Форм реагирования (как адекватную, так и патологическую). Определив это, врач получает возможность решить вопросы психологического аспекта данной болезни Другими словами, речь идет о том, чтобы общепринятый клинический диагноз дополнить психологическим. Это значит, что помимо диагностики заболевания врачу целесообразно стремиться к постановке диагноза больного, т. е. определению типа его личностного реагирования на болезнь. В этом отношении мы разделяем взгляды Р. С. Греко, который рекомендует наряду с традиционным ставить и психологический диагноз (цит. по А. Пэунеску-Подяну, 1976). Осуществление этих пожеланий станет возможным при повышении уровня психологической подготовки лечащих врачей и студентов медицинских институтов. Думается, что это – дело недалекого будущего. Решению такой задачи будет способствовать дальнейшее изучение психологических аспектов различных нозологических форм заболевания.
Наши наблюдения и литературные данные, посвященные психологическому анализу соматических больных позволяют сделать некоторые обобщения. Прежде всего психология больных терапевтического профиля имеет отличия от психологии хирургических больных. Эти отличия обусловливаются необходимостью для последних принимать решение о согласии на операцию, что само по себе вызывает состояние стресса. Среди терапевтических больных, а также инфекционных и дерматовенерологических в силу специфичности поражения возникает и многообразие личностных форм реагирования. Оно зависит не только от наличия большого числа различных по своей природе соматических заболеваний, но и от неоднозначного отношения к локальным проявлениям заболеваний, что наглядно видно у больных с утратой слуха и зрения. У стоматологических больных на структуру соматонозогнозии существенным образом влияют сильные болевые ощущения и представления, связанные с предстоящим протезированием. Особое звучание локальный фактор в психологическом плане приобретает при заболеваниях мочеполовой сферы. В ряде случаев у таких больных наблюдаются тяжелые психопатологические реакции.
Из раскрытия сущности соматонозогнозий вытекает понимание врачом особенностей реагирования и поведения больного, его отношения к обследованию и лечению (сотрудничество, безразличие или противодействие) , а это, в свою очередь, позволяет дифференцированно, а значит, обоснованно и целенаправленно наметить план диагностики, лечения и реабилитации. Существенным разделом этого плана является коррекция соматонозогнозий на протяжении всего заболевания. Эта коррекция необходима для сглаживания крайних вариантов соматонозогнозий и предотвращения патологических форм реакций. Она достигается двумя одновременными воздействиями: психологическим и психотерапевтическим. Первое осуществляется посредством влияния на больного окружающей среды (психологический климат в семье, на работе и в лечебном отделении), второе — непосредственно врачом при каждом контакте с больным.
Познание того, как больной понимает и оценивает свое страдание, способствует установлению между врачом и больным теплых, доверительных отношений. А это позволяет лучше мобилизовать резервные силы больного для преодоления патологического процесса и особенно в период реабилитации. Кроме того, углубленное изучение психологии больного расширяет научные основы и возможности использования деонтологических принципов в медицине.
Основной задачей коррекции соматонозогнозий, таким образом, является реконструкция личности для освобождения зависимости от болезни путем ориентации на возможность достижения тех или других жизненных целей с учетом состояния здоровья.
приемы психологического воздействия – предыдущая
Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание