canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Арт-терапия как метод коррекции страхов у детей с аутизмом. Применение арт-терапии для коррекции страхов у детей с аутизмом

Арт-терапия как метод коррекции страхов у детей с аутизмом

Игра «Я заблудился в лесу»

Ход игры. Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр.

Комментарий. Для имитации препятствий можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).

Игра «Меня обидели»

Ход игры. Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в ситуации, когда чувствует себя обиженным.

Комментарий. Для проигрывания могут быть предложены и другие ситуации, например игра «Пришел мой друг, и я очень рад» и пр. Содержание игр зависит, прежде всего, от проблем, которые наблюдаются у членов группы.

Эти упражнения способствуют установлению эмоционального контакта с членами группы, развитию сотрудничества и взаимопонимания, а также коррекции негативных эмоциональных переживаний, формированию у ребенка с аутизмом активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.

На закрепляющем этапе занятий мы используем коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывают сценарии и представляют их другим членам группы. После просмотра проводится коллективное обсуждение. Все это способствует не только закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, но и формированию доверия к группе и уверенности в своих возможностях, развитию эмоционального самоконтроля.

Арт-терапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом

Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В исследованиях психологов давно было отмечено, что рисунки детей не только отражают уровень умственного развития, но и являются своеобразной проекцией личности и ее проблем. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает ему узнать себя и свои способности.

Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особен-ности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы (схемы); пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, с точки зрения авторов, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы, принадлежащие руке взрослого человека, могут отражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите. Особого внимания при анализе рисунков заслуживает цвет. Так, преобладание серых тонов, а также темных свидетельствует об отсутствии жизнерадостности, а яркие, насыщенные краски характеризуют активный жизненный тонус, оптимизм [Kramer, 1975].

В рисунках детей с аутизмом мы наблюдаем стереотипные символические изображения предметов, преобладание темных тонов (многие дети используют только серый и черный цвет). Все это четко отражает аффективную напряженность ребенка, его переживания. Анализ рисунков детей с аутизмом дает возможность оценить интенсивность их страхов, а Также интерпретировать их содержание.

Пример

Даша, 5 лет 4 месяца, постоянно в своих рисунках изображала «дьявола», который «вредит людям»,

Нередко у детей с легкой формой аффективной дезадаптации наблюдается стереотипное содержание рисунков. Многие дети выбирают одни и те же сюжеты и объекты, то есть изображают аффективно значимые для них объекты.

Пример

Лиза 8 лет, постоянно рисовала лошадей, которые были аффективно значимы для девочки, а Алеша железные дороги.

В подобном случае психологу иногда достаточно предложить ребенку нарисовать значимые для него объекты или сюжеты, но добавить к ним что-нибудь новое.

Пример

Дима, 5 лет, постоянно рисовал бабочек, раскрашивал их в темно-синий или черный цвет. Психолог рассказала Диме о том, что бабочки бывают разного цвета, принесла специальный альбом с рисунками бабочек, обратила внимание мальчика на их разную форму, цвет. Мальчику было предложено нарисовать бабочек на поляне, в комнате, в стеклянной банке и пр. Мальчик охотно принял задания. Кроме рисования, психолог вместе с мальчиком вырезал бабочек и наклеивал их на карточки. Мальчик охотно включался и в эти задания, расслаблялся. Постепенно уменьшались его тревожность и страхи.

В практике психологической коррекции выделяются две формы арт-терапии: пассивная и активная.

Пассивная арт-терапия в значительной степени позитивно влияет на психический тонус ребенка с аутизмом и на его поведение в целом. Пассивная арт-терапия заключается в том, что ребенок просматривает художественные произведения.

Пример

Со своей группой, которая в основном состояла из детей с тяжелой степенью аффективной дезадаптации, я неоднократно посещала Эрмитаж и Русский музей. Первый раз мы пришли в Эрмитаж в свободное от посетителей время (после шести часов вечера). Большинство детей группы впервые оказалось в этом музее. Когда я проводила экскурсию, то обратила внимание на спокойное и даже расслабленное поведение детей. Они с восхищением созерцали парадную лестницу в Эрмитаже, прогуливались по залам, смотрели на картины. Ни у кого из детей не наблюдалось аффективных или агрессивных реакций, что нередко имело место на занятиях в центре. Единственное замечание было сделано двум мальчикам, которые в рыцарском зале постучали по железным фигурам, другой мальчик попытался ударить ногой по ноге рыцаря. Родители также обратили внимание на спокойное, расслабленное состояние детей во время экскурсии.

Варианты психогимнастических игр – предыдущая  | следующая – Этапы психокоррекции страхов у детей с аутизмом с помощью арт-терапии

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика