Анна: психосоматическое заболевание как саморазрушительная защита интернализованного запрета идентичности
Пациентка Анна, студентка 26 лет, обратилась в связи с тяжелыми депрессиями и утратой работоспособности. За полгода до этого брат, моложе ее на 3 года, покончил с собой вскоре после ухода из родительского дома. Ее собственные суицидные тенденции, периодически возникавшие с 14-летнего возраста (с этого времени она постоянно держала при себе веревку, на которой могла бы повеситься), все более нарастали. Она испытывала постоянную тревогу и бредоподобное чувство вины перед семьей, которую покинула с началом обучения. С уходом из родительского дома резко обозначились и ее соматические симптомы.
Они проявлялись в виде вегетодистонии, выраженной физической слабости. Усиливалась близорукость, без контактных линз она выглядела слепой; усилилась дискоординация моторики. С раннего детства она часто спотыкалась, ушибы часто сопровождались переломами. Движения были неуравновешенными, иногда гротескно искаженными. Тщательные обследования невропатологов не обнаруживали органических дефектов. Походка выглядела то танцующим парением, при котором она почти не касалась земли, то тяжелым топотом, как будто она несла на себе груз в три центнера. Неуверенность походки и близорукость часто делали ее беспомощной на улице, увеличивая опасность несчастного случая.
Один из них предшествовал началу лечения. На первую беседу она явилась, прихрамывая. Интернист посоветовал ей спортивные упражнения в связи с сосудистой слабостью; первая же попытка завершилась серьезным вывихом. Через полгода после начала терапии она сломала себе ногу на танцах.
Пациентка выросла в маленьком городе, второй в семье с четырьмя детьми. Отец был служащим, инвалидом войны, постоянно страдавшим от последствий ранений. Он терроризировал семью требованиями достижения социального успеха и внимания к состоянию своего здоровья. Когда через год после начала терапии он перенес инсульт, сопровождавшийся гемипарезом, пациентка реагировала сильным чувством вины, желанием и одновременно страхом смерти.
Мать пациентки страдала сильными депрессиями, которые скрывала за фасадом непрерывного самопожертвования во имя семьи. Ее брак был вынужденным решением, поскольку человек, с которым она до этого была обручена и которого очень любила, погиб на фронте. Она страдала язвенной болезнью желудка. Пациентка полагала, что рождением пятерых детей мать стремилась заместить потерю первого жениха. Поэтому же она более всего посвятила себя первому сыну, который был на 3 года моложе пациентки, рос болезненным и нуждался в уходе. Привилегированное положение старшего сына вызывало ревность отца пациентки. Вскоре после ухода из родительского дома в связи с началом обучения в высшей школе, этот сын покончил с собой в возрасте 20 лет.
Мать сама была покинутым ребенком. Ее отец умер, когда ей было 5 лет. Она выросла за границей у своей бабушки и тетки, поскольку у ее матери были другие интересы, прежде всего религиозные. Мать пациентки прилагала большие усилия по укреплению семьи, но отец был для нее тягостной помехой. Она очень приветствовала служебное перемещение отца, в связи с которым в течение трех лет (с грех до шести лет пациентки) он мог быть дома лишь в выходные дни, поскольку тогда «дети принадлежали ей полностью».
В воспитании детей господствовала враждебность ко всему плотскому, оно было пронизано религиозно мотивированным страхом телесного и сексуального. Нежностей не было, сексуальность предавалась анафеме, агрессивное поведение детей наказывалось отцом побоями, а матерью депрессивным дистанцированием. Семья принадлежала к религиозной секте, лозунги которой неукоснительно соблюдались в повседневной жизни. Любое проявление спонтанности считалось опасным, каждое прегрешение против правил, навязываемых семье отцом, считалось аморальным проступком. Индивидуальная активность запрещалась. Семья в целом была изолирована. Позволялись лишь контакты в рамках религиозной секты.
Детям не позволялось покидать сад родительского дома. Им нельзя было общаться с другими детьми или соседями, которых родители не могли контролировать. Отношения между детьми также были строго регламентированы. Пациентка, считавшаяся самой толковой, по наказу родителей помогала братьям делать уроки, за что они должны были платить ей из своих карманных денег. Отступления от разного рода предписаний и ограничений, уход из дома без разрешения, споры и драки наказывались отцом побоями. Мать тревожно старалась избегать всякого конфликта с отцом. Ее боязливое отношение к отцу отдаляло от него и детей. С другой стороны, она доносила ему обо всех проступках, за чем следовали наказания.
Эмоционального внимания дети удостаивались, лишь когда болели и должны были оставаться в постели. Мать тогда постоянно заботилась о них, ухаживала, забывая о других детях. И отец, постоянно требовавший считаться с его болезнями, выказывал заболевшим детям неожиданное дружелюбие. Он посещал их в больнице, приносил подарки. Болезни и уход за больными занимали в семейной группе центральное положение, они представляли собой единственный уровень, на котором была разрешена эмоциональная коммуникация. При этом было особенно важно, чтобы болезнь была подтверждена врачом, потому что именно это оправдывало интенсивный уход. Мать, не способная к спонтанной эффективной коммуникации с детьми (она боялась предпочесть таким образом кого-то из них в ущерб другим и нарушить предписание поверхностной справедливости), особое значение придавала правильному медицинскому уходу и постоянному наблюдению, возлагавшемуся на отпрысков.
В семье пациентка считалась общительным ребенком. Она компенсировала жесткие ограничения двигательной свободы и выражения агрессии поощрявшейся родителями интеллектуальной деятельностью. Она очень хорошо училась и находила особенное удовольствие в решении сложных задач и изучении языков. Благодаря интересу к музыке (она играла на флейте) ею было отвоевана своя комната, дававшая возможность большей свободы движения. Это, впрочем, вызвало у нее сильное чувство вины, поскольку потребность в собственности в семье табуизировалась. Она компенсировала чувство вины, как говорила позже, тем, что играла роль семейного клоуна и посредника, за которой скрывала свою тревогу и депрессии, к которым никто в семье не относился с пониманием.
В школе она, как всегда лучшая ученица, была изолирована от одноклассников, в чем родители не видели проблемы. Когда во время экскурсии она впервые удалилась от родительского дома, это вызвало у нее сильный страх, и она судорожно старалась не потерять контакт с соучениками. Выход из-под контроля родителей на время экскурсии вызвал у нее чувство вины, после этого она заболела тяжелым бронхитом. Чтобы не потерять связь с классом, она преждевременно прекратила соблюдать постельный режим, в результате чрезмерного приема медикаментов у нее развилась выраженная слабость сердечной деятельности, и она вынуждена была вернуться домой, где нашла участие и заботу семьи, но также была подвергнута дополнительным запретам. Теперь она должна была избегать переутомления, и ей запрещалось выходить из дома.
Отделение от жестких норм родительского дома с началом обучения в университете привело к нарастанию суицидных тенденций. С самого начала обучения она испытала сильное разочарование. У нее было настойчивое желание разобраться с религиозными представлениями, определявшими ее детство и юность; она чувствовала, что ее преподавателей не интересовали эти ее личные проблемы. Она воспринимала это как отвергание и запрет соединять личные потребности с обучением. Впоследствии она училась автоматически, выполняя все, что предписывала программа обучения. При этом она считала необходимым быстро закончить учебу, чтобы не быть в тягость семье, которая в то время жила уже на пенсию отца. С другой стороны, предстоящее окончание учебы и уход из университета вызывали у нее сильную неосознаваемую тревогу. Несмотря на отличные отметки, она испытывала неудовлетворенность. Она чувствовала, что будущая профессия ее совершенно не интересует, в то же время не чувствовала в себе сил сменить специальность. Она упрекала себя, мучилась чувством вины перед семьей, что резко усиливалось в период сессий. С одной стороны, она чувствовала постоянное переутомление, с другой – не могла принять свои автоматически и отчужденно приобретенные успехи в учебе. Состояние пациентки ухудшилось после инсульта отца и последовавшего спустя полгода после этого самоубийства брата. Усилились суицидные тенденции, депрессии, снизилась работоспособность.
Пациентка в терапевтической группе – предыдущая | следующая – Семейная группа пациентки