canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Анализатор прогорамм как способ исследования реакции зрителей. Исследование массовой коммуникации с помощью анализатора программ.

1.3. Аппаратурные методики исследования массовой коммуникации

     Аппаратурный метод – метод регистрации и измерения психических процессов, состояний и функций с помощью приборов, устройств и другого специального оборудования2. В практику психологического исследования массовой коммуникации в качестве такого оборудования давно вошел «анализатор программ». «Анализатор программ» – это устройство для непрерывной записи реакций аудитории на звуковое и зримое содержание средств массовой информации. Оно позволяет регистрировать отношение (реакции) реципиентов к содержанию и форме информации по ходу ее восприятия.

     Анализатор программ был впервые применен учеными Колумбийского университета по инициативе П. Лазарсфельда и Ф. Стентона в 1939 г., после чего активно использовался в исследовательской практике Европы, США, Японии. В Советском Союзе подобный прибор оригинальной конструкции был построен эстонскими учеными Ю. Вооглайдом и У. Вейсманом, использовавшим его для оценки выступлений ораторов перед аудиторией зрительного зала [48]. Аналогичное устройство применялось В. В. Бойко для выявления оценок аудиторией содержания телевизионных интервью [21]. Принцип работы «анализатора программ» описан в работах В. В. Бойко, Ад. и Ал. Кертис, К. Ховланда [20; 103; 106] и состоит в следующем. Испытуемые слушают радиоинформацию или смотрят передачу, оценивая ее в процессе знакомства.

     Каждый момент восприятия информации, по договоренности с испытуемыми, может быть отмечен словами: истинно – ложно, новое – старое, возбуждает воображение – не возбуждает воображение и т. д. Для фиксации реакций испытуемый нажимает одну кнопку в случае позитивного ответа и другую кнопку – в случае негативного. Суммарные или средние показатели кнопочных анализаторов фиксируются на пульте экспериментатора синхронно с передаваемой информацией. После демонстрации передачи обычно проводится анкетирование или интервью с целью выяснить, почему члены аудитории реагируют на отдельные моменты сообщения тем или иным образом.

   Среди других аппаратурных методик известна методика М. Маркова по фиксации кожно-гальванических реакций зрителей при восприятии фильма, позволяющая, как и «анализатор программ», определять реакцию членов аудитории на отдельные элементы коммуникативного воздействия, а также подвергать их сопоставлению.

    В начале 1960-х гг. были проведены интереснейшие опыты Альфреда Лукьяновича Ярбуса, позволившие изучить закономерности движения глаз при восприятии изображений. В ходе исследования на глазу испытуемого крепилось маленькое зеркальце. При рассмотрении художественных картин световой зайчик от зеркальца фиксировал на фотобумаге след движения глаз зрителя. В результате было выяснено, что при восприятии взгляд скользит не по контурам предметов, а фиксируется на наиболее значимых смысловых деталях изображения. В частности, обнаружено, что большее внимание всегда будут привлекать фигуры людей и животных, даже если художник стремился представить, прежде всего, пейзаж [98]. Выявленные закономерности позволяют более эффективно строить работу по разработке материалов воздействия с помощью визуальных стимулов.

    В современной практике исследований по психологии рекламы используется аппаратурный комплекс NAC, позволяющий фиксировать движение человеческих глаз по рекламным объектам, в том числе рекламным щитам, вывескам, витринам и т. п.

      Основным преимуществом использования аппаратурного метода является возможность получения объективных данных о психических реакциях реципиентов коммуникативного воздействия.

 

2   Предлагаемые определения методов отражают авторскую позицию.

                                                                  Наблюдение – предыдущая | следующая – Тесты

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Яндекс.Метрика