Потом после продолжительной и тяжелой болезни умер отец. У пациентки последовала операция аппендицита с постоянным страхом смерти во время госпитализации. Она не могла есть, резко потеряла в весе, говорила о страхе смерти своей и матери. Вскоре после выписки последовала новая госпитализация вследствие стойких расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой деятельности. Вновь пациентка испытывала сильный страх смерти. Затем она поступила ко мне на лечение.
В начале аналитической групповой терапии она чувствовала себя хронически больной. С одной стороны, после всех жизненных неудач у нее была сильная потребность начать все-таки все с начала, с другой стороны, она была чрезмерно тревожна, недоверчива, боялась, что это для нее слишком поздно и что она навсегда оказалась в тупике. В терапевтической группе она выглядела весьма тревожной, сидела, скорчившись в напряженной позе, поджав под себя ноги и руки. Тот факт, что в свои 48 лет она все еще жила у матери, представлялся ей поначалу чем-то само собой разумеющимся. Она считала, что нужна матери и не может просто так оставить ее одну после того, как все эти годы мать ей помогала.
В длинных монологах она рассказывала о своем детстве и юности. При этом на первом плане стояли отношения с отцом. Она вспоминала о бесконечных язвительных замечаниях, которыми он часто доводил ее и мать до отчаяния, так что мать забивалась в угол со слезами. С другой стороны, в рассказе чувствовалось восторженное, идеализирующее отношение к остроумному, интеллектуальному и художественно одаренному отцу, оно было смешано с бессильной диффузной злобой, с которой она говорила о его садистических мучениях и наплевательском отношении к себе. Мать поначалу оставалась на заднем плане. Из монотонных рассказов больной было видно, что она судорожно искала поддержки в семейной группе, постоянно наталкиваясь при этом на разочарования, так что в конце концов эти усилия начали ей казаться совершенно безнадежными.
Эти монологи пациентки вызывали у других членов группы реакцию противопереноса, сопровождавшуюся внутренним напряжением, одышкой, диффузной тревогой и чувством безнадежности.Члены группы давали себе отдушину в резкой критике семьи пациентки, упрекая в основном мать за то, что та не оказывала поддержки в ссорах с отцом. Пациентка наблюдала за этим с раздражением. Она расценивала это как агрессию по отношению к самой себе и защищала мать, заявляя, что сама во всем виновата, что ее страхи, беспомощность и несамостоятельность сделали жизнь матери такой тяжелой.
Самообвинения, постоянная готовность к мазохистскому самопожертвованию и страданию вызвали в группе, где больная была самой старшей по возрасту, сильные реакции противопереноса. Многие члены группы чувствовали сходство матери пациентки с собственными депрессивными и чрезмерно контролирующими матерями, выражая это сильными эмоциями. В особенности провоцировала группу ее ригидная защитная позиция, когда она с мечтательной ностальгией рассказывала о своих «счастливых» дошкольных годах, подавляя тем самым свою агрессию и потребность в самостоятельности.
Пациентка сначала была ошарашена эмоциональной реакцией группы на себя. Она видела в этом сходство с упреками и отвергающей критикой матери. Она стала описывать недостатки матери, ее эмоциональную ригидность и холодность, отвергающее отношение к себе. Никогда не было достаточной нежности, всегда она чувствовала себя одинокой и часто нежеланной, как будто это она принесла несчастье всей семье. Во внимании и заботе матери она могла быть уверенной, лишь когда заболевала. В этой связи она вспоминала о целом ряде своих детских болезней, почти с триумфом сообщая, что тогда у постоянно занятой матери не оставалось другого выхода, кроме как заботиться о ней. Тогда ей подавали еду особого приготовления, мать читала ей вслух. При этом у нее всегда было сильное желание, чтобы мать взяла ее на руки, что та делала очень редко.
И сейчас ее отношения с матерью определялись постоянным выпрашиванием нежностей, попытками заговорить с ней, установить эмоциональный контакт. Когда мать болела и нуждалась в уходе, эта потребность особенно усиливалась. Пациентка была рада возможности ухаживать за матерью и баловать ее. Мать же неизменно реагировала ворчливым отверганием. Она отталкивала дочь локтем, поворачивалась к ней спиной, чаше всего с неприязненным вопросом: «Ну что тебе надо?»
Пациентка вспомнила, что всю жизнь у нее было чувство, будто она лишняя в семье, и что мать ее с себя стряхивает «как назойливую букашку». Отчетливо проявился и другой аспект амбивалентного симбиоза. Мать, отклоняя все усилия пациентки установить нежный контакт, инфантилизировала ее системой жесткого контроля. Она надзирала за каждым шагом 48-летней дочери, предписывала, что ей следует есть и как одеваться, снабжала каждое утро бутербродом. Она выспрашивала у больной, о чем говорилось на психотерапии, и поощряла пропуски сеансов.
У пациентки появилось сильное чувство вины, она упрекала себя и обвиняла терапевтическую группу в том, что теперь окончательно потеряла отношения с матерью. Группа же воспринимала мать пациентки как вампира и паразита, который не дает ей дышать. Пациентка, поначалу отвергавшая любое предположение о связи своих страхов с отношением матери, начала в результате реакции группы постепенно сомневаться в ее любви. Она вспомнила о том, что мать была непрерывно занята домашним хозяйством, убирала и готовила, но не проявляла никакого сочувствия к потребностям и конфликтам дочери в школьные годы и в пубертатном периоде. Она вспомнила, что мать пренебрегала ее эмоциональными потребностями и хвалила за непритязательность. Все больше всплывала проблема, связанная с навязываемыми ею самой себе внешним спокойствием и уравновешенностью, за которыми с самого раннего детства скрывался страх потерять мать и семейную группу.
В терапевтической группе это стало весьма отчетливым. Все больше пациентка жаловалась на то, что чувствует себя неуверенной в группе, что другие намного опередили ее, что она должна учиться у них, но никогда не успеет сделать это, поскольку слишком стара. Это для нее слишком поздно. Она говорила об этом детским и бессильным голосом. Как только в группе возникали резкие эмоции и агрессивные ссоры, она тревожно старалась все сгладить, успокоить и утешить других, уходя таким образом от конфликтов, которые казались ей опасными и ненужными. Лишь постепенно, благодаря реакциям других членов группы, она осознавала, что, несмотря на внешне подчеркиваемую беспомощность и слабость, она репрессивно действовала на групповую динамику.
Когда в ходе терапии пациентка постепенно начала возражать против этого, заявляя, что она уже не ребенок и может что-то делать сама, мать реагировала полным уходом в себя. Она говорила, что больна и беспомощна, нуждается в постоянном уходе, но при этом отказывалась есть, заявляя, что намерена умереть, поскольку дочь хочет от нее избавиться. Констелляция патогенного симбиоза выступила здесь особенно отчетливо. Мать ригидно инфантилизирует дочь, угрожая своей смертью, как только дочь дает понять, что хочет жить самостоятельной жизнью.
Хроническая тревога – предыдущая | следующая – Терапевтический успех пациентки