Яндекс.Метрика

III. Больной и медицинская среда (продолжение)

Необходимо считаться с тем, что медицинский уровень бригад санитарных машин очень различен. Имеется много опытных, тактичных предупредительных санитаров и шоферов, прекрасно выполняющих свою работу не только с технической, но и с человеческой, психологической стороны. Однако, есть и исключения, которые иногда не удается выявить в течение ряда лет, так как их поведение невозможно проследить непосредственно, а больные не всегда имеют смелость или желание жаловаться на них. Один из авторов этой книги был свидетелем того как шофер санитарной машины по дороге в больницу ругал, угрожал и издевался над психически больной, которая спокойно сидела в машине и вре­менами негромко вполголоса реагировала на свои слуховые галлюцинации. К счастью, больная не поддалась на такие провокационные действия шофера, который получил неприятное замечание от случайного сви­детеля, указавшего, что такое поведение может вывести больную из себя.

Необходимо приветствовать тот факт, что некоторые медицинские учреждения уделяют необходимое внимание воспитанию работников медицинского транспорта, проводя с ними специальные медицинские инструктажи.

Ориентация в медицинской среде. Ряд медицинских учреждений особенно более старых, отличается своей излишне путанной организацией работы и напоминает загадочные лабиринты, которые встречаются в субботних приложениях к журналам и предназначены для приятного времяпрепровождения читателей. Самим медицинским работникам зна­комо то неприятное и угнетающее чувство, когда они при устройстве своих дел, долго и безуспешно ишут в учреждении «соответствующее» отделение и «соответствующего» работника. Однако очень часто они ставят в такое положение своих больных, которые гораздо меньше физически и психически подготовлены для неприятного поиска такого рода. Иногда медицинские работники лучше разрешат себя много раз «беспо­коить» повторными вопросами больных, которые в больнице кого-нибудь или что-нибудь ищут, вместо того, чтобы заблаговременно позабо­титься о разрешении ясных табличек для ориентации. Иногда долго сох­раняются на своих местах таблички, которые невозможно прочитать, поврежденные или несоответствующие действительности. Но даже если таблички и указатели будут в порядке, не должен медицинский работник удивляться, что беспомощный и утомленный больной всё же спрашива­ет дорогу; вместо нервичной реакции гораздо целесообразнее дать боль­ному понятный ответ. Напрасно ищущий и блуждающий больной от которого еще отмахивается и персонал, бывает психически негативно настроен к медицинским работникам.

Амбулаторная помощь. Наибольшее значение здесь имеют следу­ющие обстоятельства: ожидание, установление контакта с врачом в те­чение короткого исследования, анамнез, координация результатов всех вспомогательных исследований, подходящее переплетение лечения и об­следований (последнее см в главе о психологии лечения и лекарств).

Работа в стационарном отделении традиционно считается более «благородной и более научной», чем работа в амбулатории. Но при этом в настоящее время большинству больных ставят диагноз и лечат именно амбулаторно. Выгодой амбулаторного лечения в первую очередь является то, что больной может быть обследован и подвергнут лечению без отрыва от домашней или рабочей среды; если его состояние в таких условиях улучшается, то это является более надежным показателем улучшения, чем благоприятное развитие состояния в больнице: больной, выписанный из стационарного отделения, привыкший к больничному режиму, часто испытывает ухудшение состояния, попадая в обычные жизненные условия. Неудобством амбулаторной помощи является большое количество больных и недостаток врачей и персонал» а вследствие этого более поспешная и менее тщательная работа, чем в стационарном учреждении.

Прием при оказании амбулаторной помощи. Медицинская сестра принимающая больного, «сигнализирует атмосферу учреждения». Регистратор «у окошка» иногда приобретает бюрократический рабочий стереотип. Неприятно действует на больного табличка «Без вызова не вхо­дить», особенно тогда, когда после долгого ожидания никто никого не вызывает. После записи к врачу для больного наступает неизбежное ожидание. Хорошо, когда больные знакомы с правилами ожидания и ви­дят, что их соблюдают.

Совещания и собрания медицинских работников необходимо прово­дить в то время, когда больных бывает меньше всего. Руководящие ра­ботники, работа которых заключается в основном в организации труда и воспитании подчиненных, любят устраивать совещания в первую половину дня. Происходит парадокс, когда на совещании разбирают во­прос об улучшении оказания помощи больным, а в амбулатории в это время усиливается напряжение и недовольство увеличивающегося коли­чества ожидающих. Необходимо считаться с тем, что среди ожидающих больных всегда могут найтись «агрессивные оппозиционеры», которые задают тон и в случае обоснованного недовольства могут повести за со­сок остальных больных. Внушаемость ожидающих больных повышена. Недовольство больных в свою очередь оказывает влияние на пережива­ние болезни, наводит на пессимистические мысли и способствует «иден­тификации патологии». Больные сообщают друг другу свои жалобы и находят общие признаки: «У меня это начиналось точно также». «То­же самое было у моего отца и он через 2 месяца умер». Драматические минуты наступают при появлении в зале ожидания больных с острыми заболеваниями. Ожидающие больные, естественно, сами не могут пони­мать, что иногда именно больным с «наиболее острыми» заболевани­ями, не угрожает почти никакая органическая опасность (например больной с истерическим приступом или больной в депрессивном невро­тическом состоянии с функциональными расстройствами). Опытная и интеллигентная медицинская сестра хорошо справляется с неожидан­ными ситуациями в зале ожидания и действует в качестве надежного «фильтра» между больными и врачом, чтобы тот мог спокойно уделять внимание больным в зависимости от того, как этого требует их состо­яние. Особую группу составляют больные матери, пришедшие вместе со своими детьми, которых им «некуда девать». Такое объяснение, почему они взяли детей с собой, не всегда соответствует действительности, иногда этим они хотят демонстрировать свое затруднительное положение, вызванное не только болезнью, но и другими, личными или социальны­ми трудностями.