Яндекс.Метрика

Возможности психологической коррекции алекситимии

Семенова Н. Д.

Рост психосоматических заболеваний и констатируемый многими клиницистами кризис медикаментозного лечения последних выдвигает проблему научно-психологической квалификации факторов и механизмов, определяющих этиологию, пато- и саногенез психосоматического заболевания, а также проблему поиска адекватных путей воздействия на них (2).

Среди вариантов патогенеза психосоматических заболеваний, созданных за последние года, ведущее место занимает концепция алекситимии (15).

Проблема так называемой “эмоциональной безграмотности” возникла относительно недавно. А именно тогда, когда соматические больные стали попадать в поле зрения психотерапевтов, Ильные с
такого рода особенностями отличались от больных психоневрологических отделений, с которыми традиционно имели дело психотерапевты. Набор черт, позже представленный в виде психологического синдрома, имеющегося в наличии у определенной группы соматических больных и практически отсутствующего у больных неврозами, и составил содержание термина “алекситимия” (“чувство без слов”). Этот термин впервые ввел американский психиатр Сифнес (11, 14), известный еще и как сторонник сокращенных курсов психотерапии. Феномен алекситимии в последнее время привлек многих исследователей и практиков. Алекситимия предстает в виде некоего психологического симптомокомплекса, проявляющегося на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. Существенными чертами алекситимического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств, испытываемые больными; неспособность больного к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаточность воображения и такие черты когнитивного стиля как ригидность и конкретность (7, 8, 12). Различаются два типа алекситимии: первичная алекситимия как аналог “алекситимии” Сифнеса, этиологический фактор психосоматоза; вторичная алекситимия как реакция на болезнь, связанная с психологическим опытом болезни.

О возможности психологического воздействия на алекситимические черты высказываются самые разные мнения, от утверждений типа “алекситимия есть психотерапевтический тупик” (1, 10), до попыток
предложить систему психокоррекционных воздействий на алекситимию с использованием методики “Кататимного переживания картин” (3), приемов из арсенала поведенческой терапии (8), а также аморфных
деклараций типа “врач подбадривает пациента в его попытках вербализовать свои чувства” (7).

Предметом данного сообщения является раскрытие возможного подхода к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом, реализуемого в условиях групповой психологической коррекции (5).

Располагая определенным опытом работы с больными бронхиальной астмой (4), мы считаем правомерным распространить выявленные на данной клинической модели закономерности на другие психосоматические заболевания.

Прежде чем раскрыть содержание психологического воздействия, приведем характерный модус поведения алекситимических пациентов в ситуации групповой психологической коррекции. Больные, как пра­вило, немногословны, ограничиваются изложением соматических жалоб. Отмечается ярко выраженная тенденция к типизации самоотчетов о фи­зических и эмоциональных переживаниях, т.е. больные дают стандарт­ные ответы-клише о своем индивидуальном опыте. В ситуациях эмоци­онального напряжения ведут себя так, будто усиленно желают и пы­таются что-то сказать. При этом характерна напряженная поза, на­пряженный взгляд, горящие глаза. Однако при обращении к больному с вопросом о его чувствах на данный момент следует обычно молчание или нечто неопределенное: “Да так… Не знаю…” В целом характерно ощутимое рассогласование между широким и богатым спектром не­вербального поведения и бедностью его вербальных означений. В тех ситуациях, когда требуется проявление собственных чувств или иден­тификация их в другом, неспособность к вербализации чувств приводит больного в состояние внутреннего напряжения, разрешающегося разно­го рода соматическими феноменами (при бронхиальной астме это прис­тупообразный кашель, затруднение дыхания и т.п.). Такого рода пове­дение делает неприемлемыми традиционные виды вербального воздей­ствия, диалогические формы психокоррекции, включающие обсуждение чувств “здесь и теперь”, анализ внутригрупповых интеракций и т. п. Необходимы иные подходы к психокоррекционному воздействию на алекситимию, опирающиеся на зфмоциональную поддержку, обеспечивающие подготовку к вербальным способам психокоррекционного взаимодействия. Содержанием такого рода подготовки могут служить приемы, создающие участнику группы условия для осознания своего внутреннего состояния, активного перевода небогатой вербальной продукции на более диффе­ренцированный язык чувств.

Исходя из этого, психокоррекционную работу по преодолению “алекситимического барьера” в условиях группы можно представить следующим образом. Основным принципом психологической коррекции алекситимии, стержневым содержанием психологического воздействия будет опора на невербальные средства общения. Данное содержание реализуется в максимальной мере, если ему предшествует стадия релаксации и определенная дидактическая направленность групповых занятий, а логическим продолжением служит актуализация “внутренних диалогов”.

следующая – преодоление алекситимии