Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

При акустико-мнестической афазии нарушение затрагивает только уровень слов. Характерные для этой афазии трудности актуализации звуковой формы слова проявляются в невозмож­ности припомнить нужное слово, в звуковом поиске слова (фур, фер… фляр… при поиске слова футляр), причем подсказ­ка первых звуков слова не помогает (две последние особенности отличают этих больных от больных с нарушением выбора значений). Тот факт, что в речи этих больных встречаются неологизмы, например гвоздильник вместо молоток [Лурия 1975, 121], позволяет предположить, что выбор звуковой формы слова — это выбор слов в поморфемном представлении. Следо­вательно, можно думать, что совместное действие операций вы­бора слов и грамматического структурирования приводит к полной морфемной записи будущего высказывания.

Обращает на себя внимание также тот факт, что нестойкость звукового образа (акустической энграммы слова) может проявляться не только в заменах звуков и слов по звучанию, но и в заменах слов по значению. Есть основания предполагать, что последние замены объясняются не только вторичной дисфунк­цией выбора значений (дефектное последующее звено препят­ствует нормальной работе предыдущего, не «разгружая» его вовремя), они могут объясняться и нарушением обратной свя­зи, в данном случае слухового контроля. Наша точка зрения на обратную связь близка к точке зрения И. А. Зимней, различаю­щей вслед за П. К. Анохиным «поэтапную» и «конечную» об­ратную связь и отводящей роль последней слуховому контролю [Зимняя 1978, 127, 128]. Пример поэтапной обратной связи мы приводили выше, говоря о процессе создания смысловой струк­туры. При акустико-мнестической и особенно при сенсорной афазиях нарушается не только поэтапная обратная связь, кор­ригирующая выбор слов, но и конечная, контролирующая соот­ветствие всего высказывания замыслу, поэтому такие больные не замечают ни вербальных и литеральных парафазий, ни аграмматизмов, связанных, по-видимому, с трудностями удержа­ния грамматических обязательств (об аграмматизме у этих больных см. [Глозман 1974; Цветкова, Глозман 1978; Визель 19761). Заканчивая обзор операций, участвующих в порождении речи, сделаем еще два замечания. Первое: в приводимой нами схеме процесс порождения речи представлен как строго последовательный процесс; однако мы полностью разделяем мысль Л. С. Выготского, заключающего свой анализ движения от мысли к речи следующими словами: «Было бы, однако, невер­ным представлять себе, что только этот единственный путь от мысли к слову всегда осуществляется на деле. Напротив, воз­можны самые разнообразные, едва ли исчислимые при настоя­щем состоянии наших знаний в этом вопросе прямые и обрат­ные движения, прямые и обратные переходы от одних планов к другим» [1956, 381].

Второе замечание относится к использованным нами дан­ным нейролингвистики. Для построения модели порождения речи нами были привлечены данные по исследованию речи, воз­никающие при поражениях левого (доминантного) полушария. Это полушарие играет ведущую роль в речевых механизмах. Однако для более полного понимания механизмов речи необхо­димо знать и вклад правого полушария. Еще совсем недавно это была практически неизведанная область. Сейчас положение изменилось. Исследования речи у больных с рассеченным моз­гом, когда левое и правое полушария действуют изолированно, исследования развития речи у детей с удаленными речевыми зонами левого полушария, анализ изменений речи после унилатеральной шоковой терапии, нейропсихологнческие исследова­ния поражений правого полушария показали, что оно принима­ет участие в семантической организации речи и играет основ­ную роль в интонационно-мелодической, просодической органи­зации высказывания, обеспечивая как интонирование речи, так и понимание интонации (основные работы на эту тему: [Gazzaniga 1970; Milner 1975; Балонов, Деглин 1976; Балонов, Баркан, Деглин 1979; Jakobson 1980]). Вопросы взаимодействия по­лушарий в механизмах речи требуют еще внимательного изуче­ия, однако можно надеяться, что последующие годы будут ус­пешными в этом направлении.

Семантическая афазия – предыдущая | следующая – Проблема языка и мышления

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах