Яндекс.Метрика

Модель конфликта в позитивной психотерапии применительно к психосоматической медицине (продолжение)

б) Актуальные способности и концепции (внутренняя динамика конфликта)

На основании этих сопутствующих психотерапии поведенческих и установоч­ных норм был разработан дифференциально-аналитический опросник (ДАО, табл. 3) как относительно всеобъемлющая система понятий. Содержащиеся в нем первичные и вторичные нормы поведения я назвал актуальными способностями (см. табл. 2). Это понятие я считаю необходимым потому, что эти нормы даны челове­ку в его развитии как способности. Они являются измерениями развития, прояв­ления которых усиливаются или подавляются благоприятными или тормозящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти способности являются пото­му, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуаци­ях. В связи с этими психосоциальными нормами у меня возникают следующие во­просы:

Каким образом возникают конфликты? Как можно соответствующим обра­зом описать эти конфликты? Что стоит за симптомами психических и психосома­тических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

Таблица 2. Перечень вторичных и первичных способностей (актуальные способности)

Вторичные способности Первичные способности
Пунктуальность Любовь
Чистоплотность Образец для подражания
Аккуратность Терпение
Послушание Время
Вежливость Контакты
Честность Сексуальность
Верность Доверие
Справедливость Надежда
Усердие / деятельность Вера
Бережливость Сомнение
Обязательность Уверенность
Точность Единство
Добросовестность

 

В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается сниже­нием роли первичных способностей, например, способности к общению (рис.4). На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вто­ричные способности теряют свое значение.

Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я- идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоцен­ности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы откры­вают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликт- центрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуаль­ные способности при помощи ключевых вопросов.

В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оцен­ке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он по­рядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает от­вергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуа­лен, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Такими же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствую­щих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педан­тичность, неаккуратность, ритуализированная чистоплотность, небрежность, чрез­мерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная сове­стливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим, и психосоматическим расстройствам. Например, к таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, вдыхатель­ных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опор­но-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.

Исследование актуальных способностей происходит при помощи дифферен­циально-аналитического опросника (ДАО, см. табл. 3) и Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (Peseschkian, Deidenbach, 1988). Инструкция к проведению ДАО звучит следующим образом: «Случаются ли у Вас конфликты в сфере пунктуальности (аккуратности и т.д.)? Кто из Вас — Вы или Ваш партнер — придает больше значения пунктуальности (аккуратности и т.д.)?» Возможны различные модификации инструкции в зави­симости от конкретного случая.

Таблица 3. Дифференциально-аналитический опросник (ДАО, краткая форма; (Peseschkian, 1977)

Актуальные способности Пациент Партнер

Спонтанные комментарии

Пунктуальность
Чистоплотность
Аккуратность
Послушание
Вежливость
Искренность / честность
Верность
Справедливость
Трудолюбие / деятельность
Надежность / точность
Любовь
Терпение
Доверие / надежда
Контакты
Секс / сексуальность
Вера / религия

 

Отмечаются отдельные поведенческие сферы таким образом, что ( +++ ) обо­значает наивысшую субъективную оценку какой – либо категории, ( — ) обозна­чает низшую оценку («Вообще не придает этому никакого значения…»); ( + – ) свидетельствует об индифферентности по отношению к определенной поведенчес­кой сфере; (++),( + ),(-) и ( – – ) отражают степени субъективного значения. Вторая графа воспроизводит самооценку пациентом его актуальных способностей. Третья графа отражает оценку пациентом качеств партнера; помимо этого, могут быть введены и дополнительные графы для значимых других. Последняя графа содержит спонтанные комментарии.

Способность к познанию и к любви – предыдущая | следующая – Формы переработки конфликтов

Психосоматика и позитивная психотерапия