Яндекс.Метрика

Заболевания желчного пузыря и желчнокаменная болезнь (продолжение)

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при заболеваниях желчного пузыря и желчнока­менной болезни

Описание случая: «Что общего между печеночной коликой и неверностью?»

Мои расстройства проявляются в печеночных коликах, рвоте, поносах, бессоннице и, когда мой муж дома, частично в агрессивности. Я вообще очень мало мечтаю, во всяком случае, часто не знаю, представляла ли я что-нибудь или нет. Если я что-то воображаю себе, то это обычно как мой муж флиртует с какой-нибудь женщиной или вступает с ней в связь.

Мое замечание в первом интервью о том, что она обладает не только способностью «выливать на мужа яд и желчь», но и делать то же самое внутри с собой, со сво­им телом, заставило пациентку прислушаться. Притча «Чудо рубина», которую я рассказал ей, сыграла роль медиатора. Она почувствовала себя в состоянии перейти от симптома к конфликту и рассказать о том, почему «зеленеет от злости».

Моя первая желчная колика была в феврале 1979 г. Предшествовала этому связь мое­го мужа с одной девушкой непосредственно перед рождением нашего сына в августе 1978 г. Об этой измене я узнала, однако, только в феврале 1979 г., когда эти отношения уже закон­чились. Потом я почти всегда была спокойна, пока на каких-нибудь вечеринках мой муж не начинал опять флиртовать с другими женщинами. Тогда у меня почти каждый раз слу­чалась почечная колика. Совсем плохо стало в августе — сентябре 1981 г. В это время мой муж имел связь с одной замужней женщиной 35 лет. Тогда я была беременна и, поскольку муж не хотел второго ребенка, сделала аборт…

Решающая актуальная конфликтная ситуация характеризовалась кумулятив­ным эффектом: по времени возникновения симптоматика совпадает со смертью матери, перед которой у пациентки было подсознательное чувство вины, к тому же мать всегда предупреждала ее: «Перестань, а то у меня разольется желчь». Не­верность мужа вместе со смертью матери и выходом из церкви пробудила чувство вины.

Пациентка научилась дифференцировать конфликтные сферы (проблемы верности и времени) и позитивные стороны отношений с партнером (трудолюбие, щедрость и общительность мужа).

На четвертой ступени центральным моментом являлось лечение негативной репрезентации себя и других, которая основывалась на конфликтных сферах уч­тивость (см. ч.II, гл.26), честность (см. ч.II, гл.5), верность (см. ч.II, гл.35) и, прежде всего, доверие /недоверие:

Я не доверяю всем посторонним людям так же, как и моему отцу. Проходит очень много времени, прежде чем я вступаю в разговор, если другой человек не начинает его сам. Когда я себя преодолеваю, мне дается это легче. Я испытываю доверие к тем людям, кото­рые понимают мое состояние. Если кто-либо злоупотребляет моим доверием, я реагирую агрессивно. Мой муж одинаково разговаривает со всеми людьми и раскрывает тут же все карты, даже если он абсолютно не знаком с человеком.

Актуальная способность «Доверие»

Определение и развитие: способность быть в состоянии положиться на кого- либо и чувствовать себя при этом в безопасности. Способность положиться на оп­ределенные качества и возможности и ожидать именно их проявления.

Доверие возникает сначала на почве первичных способностей и способности к любви и вовлекает всю личность в целом в доверительные отношения со всем ок­ружающим миром. С другой стороны, доверие ориентируется на конкретный опыт, приобретенный в отношении актуальных способностей.

Как об этом спрашивают: Доверяете ли Вы своему партнеру? Приводило ли Ваше доверие Вас когда-нибудь к разочарованию (ситуации)? Можете ли Вы сразу доверять чужому человеку, или Вы чаще осторожны? Каким способностям и воз­можностям партнера Вы доверяете (честность, верность, трудолюбие, обя­зательность, пунктуальность)? Верите ли Вы в то, что Вы (Ваш партнер) можете изменить что-то в своем поведении (например, приходить домой вовремя)? Кому из Ваших родителей Вы больше доверяли, с кем Вы чувствовали себя в детстве более защищенным? Доверяли ли Вашей самостоятельности или Вас длительно контролировали?

Синонимы и расстройства: полный доверия, вызывающий доверие, достой­ный доверия, легковерный, приписывать кому-то что-то плохое, отдать за что-то «голову на отсечение», «это уж как пить дать», на свой страх и риск, принять на веру — крах доверия, недоверие, слепое доверие, разочарование, ревность, нена­висть, зависть, отказ, завышенные ожидания, ожидание неуспеха, чувство непол­ноценности, пессимизм, страх, депрессия.

Особенности поведения: «Верь в Бога, но крепко привязывай своего верблю­да». «Вместо недоверия больше точности и честности». Каких качеств, каких лю­дей и каких групп касается доверие или недоверие? Как возникло недоверие, вслед­ствие разочарования или подражания?

На протяжении 28 сеансов пациентка могла рассматривать свои партнерские проблемы во взаимосвязи с актуальными способностями доверие и надежда. В те­рапию был вовлечен и партнер. Благодаря переработке микротравм она могла ин­тенсивно заниматься проблемой верности. Позднее она обрела способность увидеть смысл своего заболевания также и в том, чтобы лучше организовать свою жизнь и стать более чувствительной к микротравмам в отношениях с партнером и окружа­ющим миром.

Приложение: опросник к заболеваниям желчного пузыря и желчнокаменной болезни.

Ф.И.О._______________ №__________________ Дата_______________________

Тело/ощущения — профессия/деятельность — контакты – фантазии / будущее

1)       Источаете ли Вы иногда «яд и желчь», «зеленеете» ли иногда от злости, не говоря ни слова? При каких поступках окружающих Вас «перепол­няет желчь»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно своего заболевания? Что это за пословицы?

2)       Кто и когда сообщил Вам о Вашей болезни?

3)       В каких ситуациях возникают Ваши расстройства?

 

4)      Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

5)      Какие «мелочи» волнуют Вас на работе? Как Вы с ними справляетесь? С кем они связаны (шеф, коллеги, сотрудники)?

6)      Стремитесь ли Вы на работе к личному совершенству и успеху? Высоко ли Вы цените пунктуальность, точность, добросовестность, обязатель­ность? Хотите ли Вы быть лучше, чем «на все 100 % »? Испытываете ли Вы перенапряжение вследствие чрезмерного уровня притязаний? Чувствуете ли Вы несправедливость по отношению к себе?

7)      Подавляете ли Вы агрессивные чувства? Можете ли Вы сдержать в себе гнев, злость, зависть и разочарование? Как Вы с этим справляетесь? Ка­кие «микротравмы» вызывают подобные чувства?

8)      Игнорируете ли Вы свои желания из скромности? Высказываете ли Вы открыто и честно при необходимости свое мнение?

9)      Есть ли у Вас «мечта детства», которую бы Вы охотно осуществили? Есть ли средства и пути для этого? Что бы Вы стали охотно делать, если бы у Вас не стало больше никаких проблем со здоровьем, на работе или лич­ного характера?

10)   Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

11)   Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведо­мые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, кон­такты, фантазия/будущее)?

Заболевания желчного пузыря – предыдущая | следующая – Желтуха
Психосоматика и позитивная психотерапия