Яндекс.Метрика

II. 2. Натуральный ряд развития (процессы физического созревания)

Понятие юности всегда было тесно связано с понятием пе­реходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот про­цесс условно подразделяется на три фазы: 1) препубертатный, или подготовительный, период, 2) собственно пубертатный пе­риод, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда орга­низм достигает полной биологической зрелости. Если совме­стить это деление с привычными возрастными категориями, то препубертатный период соответствует предподростковому (или младшему подростковому), пубертатный — подростковому, постпубертатный — юношескому возрасту. Все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14—15 лет может быть постпубертатным юношей, другой — пубертатным подростком, а третий — допубертатным ребенком), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно). Как связаны друг с другом разные аспекты физического созревания? В целом скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте тесно связаны друг с другом как у мужчин, так и у женщин. Однако ни рост, ни степень маскулинности (мужеподобности) телосложения у мужчин, по-видимому, не связаны со сроками полового созре­вания. Межиндивидуальные различия здесь довольно велики. У раносозревающих мальчиков (акселераты) первые измене­ния во вторичных половых признаках становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. По данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики-акселеранты в течение целого ряда лет остаются выше, тяжелее и силь­нее остальных, причем максимум различий приходится на 16 лет. У девочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у мальчиков, причем акселерантки чаще бывают призе­мистыми и пухлыми. Акселерантки превосходят в росте ровесниц-ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете ретардантки становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздно- созревающими девочками приходится на 12—14 лет. Пубертатный период — одна из критических стадий в разви­тии организма, когда происходит преобразование системы цент­ральных звеньев, присущей предыдущему периоду, в новую си­стему, необходимую для последующего периода развития. Это, естественно, повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость (резистентность) к ним. Отсюда — представ­ление об особой «хрупкости» подростка. Но относительное сни­жение резистентности, как пишет известный советский физиолог И. А. Аршавский, представляет собой только один аспект разви­тия адаптивных способностей организма. Критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доми­нантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требую­щееся в последующем возрастном периоде»[1]. Иначе говоря, чув­ствительность, или возбудимость, организма не просто повыша­ется, а становится более избирательной. Критические периоды называются также сензитивными, причем принято уточнять, к нему именно наиболее сензитивен этот возраст. Как влияет физическое развитие, включая конституциональ­ные особенности организма и темп его созревания, на психиче­ские процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокуп­ности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы раз­вертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента, и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психическими свойствами чело­века, наука не может (во всяком случае, сегодня) однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты. Существует довольно много работ, сопоставляющих отдель­ные показатели физического развития (например, роста) с от­дельными же показателями развития психического (интеллекта или эмоций). В последние годы ученые предпочитают сравни­вать не отдельно взятые свойства, а системные образования. Два момента исследуются при этом особенно интенсивно: вли­яние генетически заданных и сохраняющихся на протяжении всей жизни конституциональных особенностей организма, так называемого соматотипа, и влияние темпа физического созре­вания, который характеризует только определенную фазу раз­вития человека. Эти два фактора взаимосвязаны, поскольку и соматотип, и темп созревания обусловлены генетически, причем некоторые признаки того и другого можно различить только ре­троспективно (высокий рост подростка может быть показате­лем определенного соматотипа — в этом случае его рост всегда будет выше среднего, а может быть просто результатом ранне­го развития — в этом случае сверстники в дальнейшем догонят его). Однако они не тождественны, и лонгитюдные исследова­ния позволяют их разграничить. __________________________________________________________________________________ [1] Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. — В кн.: Возраст­ная физиология, В серии «Руководство но физиологии». Л., Наука, 1975, с. 60.

внутренняя пози­ция – предыдущая | следующая – соматотип

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.