canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Акселерантки и их ровесницы-ретардантки. Особенности акселеранток.

II. 2. Натуральный ряд развития (процессы физического созревания)

Понятие юности всегда было тесно связано с понятием пе­реходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот про­цесс условно подразделяется на три фазы: 1) препубертатный, или подготовительный, период, 2) собственно пубертатный пе­риод, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда орга­низм достигает полной биологической зрелости. Если совме­стить это деление с привычными возрастными категориями, то препубертатный период соответствует предподростковому (или младшему подростковому), пубертатный — подростковому, постпубертатный — юношескому возрасту. Все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14—15 лет может быть постпубертатным юношей, другой — пубертатным подростком, а третий — допубертатным ребенком), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно). Как связаны друг с другом разные аспекты физического созревания? В целом скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте тесно связаны друг с другом как у мужчин, так и у женщин. Однако ни рост, ни степень маскулинности (мужеподобности) телосложения у мужчин, по-видимому, не связаны со сроками полового созре­вания. Межиндивидуальные различия здесь довольно велики. У раносозревающих мальчиков (акселераты) первые измене­ния во вторичных половых признаках становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. По данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики-акселеранты в течение целого ряда лет остаются выше, тяжелее и силь­нее остальных, причем максимум различий приходится на 16 лет. У девочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у мальчиков, причем акселерантки чаще бывают призе­мистыми и пухлыми. Акселерантки превосходят в росте ровесниц-ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете ретардантки становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздно- созревающими девочками приходится на 12—14 лет. Пубертатный период — одна из критических стадий в разви­тии организма, когда происходит преобразование системы цент­ральных звеньев, присущей предыдущему периоду, в новую си­стему, необходимую для последующего периода развития. Это, естественно, повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость (резистентность) к ним. Отсюда — представ­ление об особой «хрупкости» подростка. Но относительное сни­жение резистентности, как пишет известный советский физиолог И. А. Аршавский, представляет собой только один аспект разви­тия адаптивных способностей организма. Критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доми­нантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требую­щееся в последующем возрастном периоде»[1]. Иначе говоря, чув­ствительность, или возбудимость, организма не просто повыша­ется, а становится более избирательной. Критические периоды называются также сензитивными, причем принято уточнять, к нему именно наиболее сензитивен этот возраст. Как влияет физическое развитие, включая конституциональ­ные особенности организма и темп его созревания, на психиче­ские процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокуп­ности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы раз­вертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента, и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психическими свойствами чело­века, наука не может (во всяком случае, сегодня) однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты. Существует довольно много работ, сопоставляющих отдель­ные показатели физического развития (например, роста) с от­дельными же показателями развития психического (интеллекта или эмоций). В последние годы ученые предпочитают сравни­вать не отдельно взятые свойства, а системные образования. Два момента исследуются при этом особенно интенсивно: вли­яние генетически заданных и сохраняющихся на протяжении всей жизни конституциональных особенностей организма, так называемого соматотипа, и влияние темпа физического созре­вания, который характеризует только определенную фазу раз­вития человека. Эти два фактора взаимосвязаны, поскольку и соматотип, и темп созревания обусловлены генетически, причем некоторые признаки того и другого можно различить только ре­троспективно (высокий рост подростка может быть показате­лем определенного соматотипа — в этом случае его рост всегда будет выше среднего, а может быть просто результатом ранне­го развития — в этом случае сверстники в дальнейшем догонят его). Однако они не тождественны, и лонгитюдные исследова­ния позволяют их разграничить. __________________________________________________________________________________ [1] Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. — В кн.: Возраст­ная физиология, В серии «Руководство но физиологии». Л., Наука, 1975, с. 60.

внутренняя пози­ция – предыдущая | следующая – соматотип

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика