Яндекс.Метрика

Познавательное развитие (аккомода­ция)

Затем следует любопытный эксперимент: девочка берет одну из самых больших коробок (VIII), которую пытается засунуть в меньшую (VI). Она ощупывает коробку в течение непродолжительного времени и за­тем достаточно быстро прекращает эту попытку. Та­кая же реакция наблюдается и во второй раз.

Затем девочка подбирает коробки V и Ш и пытается положить первую во вторую. Ей удается вложить одну в другую, но разъединяет она их с большим трудом. После достижения цели вся процедура повторяется де­сять раз, что свидетельствует о ее функциональной ас­симиляции.

Наконец, когда коробка V находится в коробке Ш, она схватывает меньшую (IV) и помещает ее в коробку V. Затем она вынимает ее и ставит обратно внутрь, вы­полняя эту операцию то левой, то правом рукой».

«Наблюдение 113. В возрасте 1 года 2 месяцев 18 дней Лоран начал складывать камушки, маленькие яблоки и т. п. в различные ведра и т. д., а затем переворачивать их. Частота появления этой формы поведения возрас­тает в течение следующих недель. Между 1 годом 3 ме­сяцами и 1 годом 6 месяцами вид пустого объема почти автоматически вызывает у Лорана желание наполнить, переместить и вскоре после этого опорожнить его. В возрасте 1 года 3 месяцев 17 дней, например, маль­чик наполняет металлическую кружку травой и камеш­ками, опрокидывает ее и т. д.» (Пиаже, 1937).

«Наблюдение 174. Эти формы поведения в дальней­шем можно усложнять, требуя от ребенка менять по­ложение не только предмета, который может быть вло­жен, но также и положение предмета-контейнера. Так, в возрасте 1 года 1 месяцев 23 дней Люсьени видит, как я кладу кольцо в открытый с одной стороны футляр для очков. Она рассматривает предмет внутри футляра, трясет последний и заставляет кольцо выпасть. Затем она пытается сразу вернуть его на место, но в конечном счете научение завершается лишь на основе серии проб.

В течение первой фазы Люсьени последователь­но испытывает четыре маневра, все из которых оказываются безуспешными. 1) Сначала девочка на­давливает тремя пальцами, держащими кольцо, про­тив отверстия в футляре и роняет кольцо. Кольцо падает в сторону, потому что пальцы помешали ему войти внутрь. 2) Она давит на кольцо против закрытого конца футляра и пытается его задвинуть внутрь. 3) Она держит футляр перевернутым и кладет кольцо в отверстие, но не поворачивает футляр вверх. Кольцо выпадает при первом же движении футляра. 4) Она кладет кольцо на пол и попеременно надавливает обо­ими концами футляра на него, чтобы кольцо само могло войти в футляр.

В течение второй фазы Люсьени научается коррек­тировать свои движения. Во-первых, она больше не кладет футляр на кольцо, для того чтобы оно могло само войти в футляр. Затем, когда она прижимает коль­цо к закрытому концу футляра, она не пытается всу­нуть его, а поворачивает футляр так, чтоб кольцо могло проскользнуть в отверстие. Девочка держит футляр почти вертикально, когда он слишком наклоняется в сторону, она выпрямляет его положение. Наконец, она обучается класть кольцо внутрь футляра только после того, как оно соскользнет к концу пальцев, вместо того чтобы пытаться опускать кольцо, когда пальцы еще закрывают отверстие футляра.

В 1 год 1 месяц 24 дня после освобождения кольца с большого пальца, на который оно попало случайно, Люсьени видит, как я надеваю кольцо на палочку. После этого она пытается стащить его по направлению к себе, не перемещая вдоль оси палочки. Затем она трясет палочку и кольцо падает. Чтобы надеть его снова, она просто нажимает кольцом на определенное место, а потом отпускает его. Подобная реакция последователь­но повторяется шесть раз. Затем она пытается надеть кольцо на конец палочки, но роняет. В полдень она дважды успешно одевает кольцо на конец палочки, но значительно чаще просто прижимает его к палочке. В последующие дни оба типа реакций сосуществуют, не исключая друг друга, но попытки надеть кольцо на палочку начинают преобладать над другой формой по­ведения» (Пиаже, 1936).

Эти наблюдения раскрывают природу трудностей, с которыми сталкивается ребенок, пытаясь вложить один объект внутрь другого. Они также свидетельствуют о значении, которое приобретает это действие, кик только оно начинает успешно осуществляться. Его совершенствование является прекрасным примером уравновешивания асси­миляции и аккомодации на уровне более высоком, чем тот, который обсуждался в предыдущей главе. В данном случае вид одного предмета внутри другого определяет конечное состояние или цель схемы, ассимилирующей от­дельные предметы. Ребенок, видевший кольцо в футляре, пытается восстановить это взаимоотношение, когда кольцо и футляр предъявляются ему по отдельности. Аккомода­ция заключается в проверке ряда форм поведения с точки зрения их пригодности для достижения желаемого резуль­тата. Равновесие устанавливается благодаря открытию средств, подходящих для достижения этого результата.

распределение ошибок – предыдущая | следующая – противоречие