Яндекс.Метрика

III. Больной и медицинская среда (продолжение)

При обходе разговор о больных ограничивают до минимума, а го­ворят главным образом с больным. Спорные и неясные вопросы запоми­нают или делают о них короткие заметки; разбирают их с сотрудниками после обхода в кабинете. Если у больного имеются предложения, вопро­сы или жалобы, то следует выделять среди них те, которые касаются только заболевания и лечения данного пациента; их следует разобрать по мере возможности индивидуально с больным в кабинете; а вопросы и предложения рабочего порядка, с которыми уместно ознакомить остальных больных, следует разобрать в отделении. В некоторых психиатрических отделениях является правилом беседа больных с медицинс­кими работниками (98) на все темы, касающиеся работы, жизнй и вза­имоотношении в отделении в рамках так называемого терапевтического сообщества. Другие отделения, например, терапевтическое и хирургиче­ское, имеют иной стиль работы, но совместные собрания больных и об­служивающего персонала, медицинских работников, могли бы и здесь принести пользу делу. Такое собрание могла бы проводить старшая ме­дицинская сестра, знакомая с основами медицинской психологии и с не­которыми социологическими закономерностями жизни в коллективе. Вышестоящие работники должны вести себя так, чтобы не снижать в присутствии больных и других медицинских работников авторитет и достоинство своих подчиненных, даже если они убеждены в том что подчиненный допустил ошибку. Жалобы больных на медицински персонал должны быть всегда разобраны. Самой лучшей реакцией на спра­ведливую критику является не традиционный «шум», производимый на­чальником, а фактическое исправление недостатков.

Контакт врача с больным при обходе имеет большое значение. Оно обусловлено требованиями, действующими одновременно в нескольких направлениях: необходимость за короткое время составить как можно более полное впечатление о состоянии больных, обеспечить необходимое исследование и лечение, помнить о некоторых мероприятиях, которые следует провести после обхода, например, обратить на что-либо внимание коллег и медицинских сестер, соблюдать оптимистическое на­строение, несмотря на любые психические требования и напряжение, и индивидуально психически подбодрить больного несколькими словами, жестами, мимикой так, чтобы больной как можно охотнее принимал участие в лечении. При этом рекомендуется использовать более скромные средства, а не слишком показные. Бодрая фальшивая наигранность, обращение на «ты», похлопывание по плечу вызывают скорее неприязнь и оскорбляют больного. Созданию хорошего, эффективного для лечения отношения к больному поможет сознание того, что речь идет о необходимом компоненте лечебной помощи, о лечении средой, значение кото­рой уже настолько теоретически и практически объяснено, что пренебрежение им означает один из основных недостатков, как специального характера, так и морально-общественного.

Питание больных, диета. Требования больных получать вкусную, хорошо приготовленную и культурно поданную пищу возрастают в со­ответствии с общим ростом уровня и требований населения. Но фактическая ситуация, как об этом сообщается в уже упоминавшейся работе Пацовского, не отвечает этим требованиям. Жалобы на питание и спосо­бы подачи пищи бывают справедливыми. Иногда вкусно приготовлен­ная пища теряет свои качества оттого, что подается больным остывшей. Справедливые жалобы необходимо разобрать. И хотя это отрывает от работы врача-заведующего отделением, он не сможет избежать этого, как бы он ни старался; а в случае такой попытки он будет вынужден раз­бирать жалобы больных на питание на высшем уровне. С психологичес­кой точки зрения большее значение имеют необоснованные или преувели­ченные жалобы. Их можно отнести к категории так называемого агирования. По определению Фенихела, агирование – это такое обсуждение или поведение, которое подсознательно уменьшает внутреннее напряже­ние и приносит хотя бы частичное освобождение подавляемых импуль­сов. Можно добавить, что последние освобождаются через «побочные вентили», например, в виде опоздания больного на групповую психоте­рапию, в виде отсутствия на таком собрании, враждебностью по отно­шению к другим больным. Речь идет о форме смещения аффективности во взаимоотношениях. В обычной жизни на отделениях больной агирует тем, что проявляет недовольство питанием, несмотря на то,что оно является удовлетворительным, хотя по существу его недовольство на­правлено на врача, которого больной не решается критиковать. Агирующему человеку его поведение кажется соответствующим и приемле­мым, но совсем не таким оно кажется окружающим. Это различие выте­кает из подсознательного характера агирования и связанного с ним не­достатка понимания агирующего лица.

Курение в медицинских учреждениях является фактом, к которому совершенно по-разному относятся курящие и некурящие больные, а так­же курящие и некурящие медицинские работники. Нет недостатка в доказательствах и в опыте для заключения о том, что курение вредно для здоровья и ухудшает эстетический уровень среды. Аргументы такого порядка, что «атмосфера в больших помещениях все равно загрязнена дымом и газами», с психологической точки зрения относятся к области так называемой рационализации, т. е. кажущегося сознательно обоснования какого-нибудь мнения или поведения, которое в действительности имеет другое, например, эмоциональное, импульсивное или в случае курения индивидуальное привычное основание. Медицинское учреждение не должно поддерживать у курящих больных эту вредную привычку, создавая для них особо удобные условия. Тяжело больные очень часто испытывают отвращение к курению, например, при инфекционных заболеваниях. Курильщик, недовольный порядками в больнице только потому, что не может выкурить свои 30 сигарет ежедневно, должен подумать о переходе на домашнее или амбулаторное лечение. При беседе о курении в отделении можно незаметно перейти к воспитанию больных в духе отвращения к курению. При этом в более выгодной ситуации находятся те врачи и медицинские сестры, которые или вообще не курят, или способны курение во время работы ограничить до минимума. Конкретное решение практически вытекает из намерений и отношений к этому вопросу медицинского персонала и из степени давления больных. Хорошо, когда больные имеют возможность выходить на веранду или в сад, где курение не мешает другим и не портит атмосферу. Полное административное запрещение курения в отделениях ведет обычно к тому, что больные, не имея места для курения, курят «тайно» в уборных и ваннах. Однако, с другой стороны, не является выходом из положения и помещение для курения, которое обычно при недостатке свободных помеще­ний в больнице бывает маленьким и со временем превращается в наиболее загрязненную и отталкивающую комнату в отделении.

подписка – предыдущая | следующая – пребывание на койке