VI. Психотерапия (продолжение)

Прочная система ценностей с твердым порядком и хорошей струк­турой интегрирует личность человека. Поэтому ориентация или реори­ентация личности в смысле требуемой системы ценностей является одной из самых важных форм психотерапевтических целей, особенно там, где имеем дело с трудностями характера личности, как единого це­лого. Важной является, например, и ценностная ориентация у истерических пациентов (хорошо известный эгоизм, эгоцентризм, негативизм ис­териков, алкоголиков, сексуальных извращений и т. д.).

Поэтому этой форме психотерапии мы уделяем большое внимание.

II. Психотерапевтические методы, действующие вне ра­ционального компонента

1. Психотерапия суггестивная (применяем, например, дистиллиро­ванную воду, внушая, что она является эффективной. Плацебо!).

2. Психотерапия в состоянии гипноза (см. главу о гипнозе).

3. Комбинация лекарств с психотерапией.

а) Наркоанализ: пациент находится на границе между сном и бодр­ствованием (инъекции пентотала натрия, тиопентала). Исчезают все барьеры и препятствия, иногда дело доходит до сильных абреакций. Эти скорее анализ в субнаркозе, воспоминания давно пережитого. Однако можно использовать не только полученный материал для последующей психотерапии, но и психотерапевтически воздействовать в течение всего процесса наркоанализа.

б) Психотонное интервью. После внутривенного введения психото­на наступает не сон, а наоборот, бурное воспроизведение, фейерверк представлений и впечатлений. Вербализацию невозможно контролиро­вать волей и регулировать ее. В большинстве случаев она сопровождает­ся бурной абреакцией плачем, двигательным беспокойством.

в) Техника «Наркоген» (производственное название трихлорэтилена). Под его действием постепенно наступает состояние наркоза. В пер­вой фазе обычно наступает мощная, бурно проходящая абреакция, после которой пациент совершенно успокаивается. В этой второй фазе нарко­тического сна психотерапевт рационально разъясняет (пока пациент спит) этиопатогенез заболевания и заканчивает внушением, как это обычно делается в гипнотическом сне. Метод разработал Конечный.

г) Психеделическая и психолитическая психотерапия проводится при помощи психодислептиков, галлюциногенов (мескалин, ЛСД. и псилбицин). В то время как при психеделической психотерапии применяют одномоментно сильную дозу ЛСД (400-1500 гамма), вызывающую часто почти мистическое впечатление слияния субьекта с вселенной, пси­холитическая психотерапия начинается повторными дозами (50-100 гамма), после которых пациент как бы «вновь переживает» главные впе­чатления своей жизни, начиная с современных, вплоть до переживании раннего детства (то же самое бывает после наркогена).

В некоторых государствах применение ЛСД как в целях терапии, так и в исследовательской работе совершенно запрещено (например, в Италии), особенно в связи с развитием привыкания к наркотику.

III. Психотерапевтические методы тренировок (навык и отвыкание)

1. Релаксационные методы (прогрессивная релаксация Якобсона, ау­тогенная тренировка Шульца, релаксационный активизированный ауторегуляционный метод Махача).

Все эти методы сводятся по существу к целенаправленной авторегу­ляции психофизиологических состояний, к психической разрядке, вызы­ваемой мышечной и физиологической релаксацией. В самых известных и самых распространенных методах релаксация связана с автосуггесцией. Ее целью является релаксационное овладение организмом при по­мощи тренировки ощущения тяжести, тепла, регуляции сердечной де­ятельности, дыхания, внутренних органов и головы (аутогенная трени­ровка).

2. Десенсибилизационный метод Вольпе.

Пациент, находящийся в глубокой релаксации, представляет себе ситуацию и стимулы, которые в нем вызывали чувство беспокойства, постепенно от самых слабых до самых интенсивных. Процесс заключа­ется в том, что тренируется мышечная релаксация, потом устанавлива­ется последовательность импульсов страха, и наконец, пациент учится соединять представления беспокойства с релаксационным расслаблением. Тем самым исчезает напряженность, диссоциируется беспокойство и его представление, причем катализатором является как раз релакса­ция. В ней этот страх буквально «растворится», пациент по отношению к страху становится нечувствительным (десенсибилазация).

Вольпе и Айзенк являются представителями бихевиоральной психо­терапии – у нас Кондаш назвал свою модификацию дисцентной (тера­пия обучением).

3. Метод пресыщения

– заключается в том, что пациента просят повторять патологиче­ский признак (например, навязчивую идею) так долго, что он пресытит­ся им настолько, что он станет ему «противен». Но этот метод следует применять очень осторожно, так как он мог бы вести также к возможной фиксации признака.

4. Коррективный интерперсональный опыт.

а) Сравните наше истолкование социоцентрической психотерапии. Примером может служить особо продуманная система, применяемая в г. Лобеч (Филиал больницы для реабилитации неврозов). Пацеинта лечат и диагносцируют в небольшой общественной группе. Личность терапев­та предоставляет пациенту модель, по которой он создает и проверяет свои отношения к людям, но терапевт должен уметь справляться с таки­ми отношениями. Лечебный коллектив – это модель естественных групп пациента.

психагогика – предыдущая | следующая – индирективная психотерапия